Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

22.07.2009

Текст:

Доклад инвестиционного банка Morgan Stanley – «Как подростки потребляют медиа» – стал настоящей сенсацией в мире средств массовой информации.

Автор доклада – 15-летний Мэттью Робсон, который проходил в банке стажировку. Как-то Мэттью попросили описать привычки и пристрастия его сверстников в сфере СМИ: результаты оказались столь ошеломляющими, что их решено было опубликовать как отдельный доклад.

Молодежь потребляет больше разнообразных медиа, но вовсе не готова за это платить.

Частично заявления Мэттью носят революционный характер. Остальные пункты привлекли внимание не своей новизной, а тем, что наконец сама молодежь высказала то, о чем эксперты подозревали уже давно. Откровения Мэттью важны не только для специалистов в области новых медиа, но и для газетчиков. Пусть сегодня 15-летние – не основная целевая аудитория газет и журналов, но лет через 10-20 они ею станут, и тогда их предпочтения придется принять во внимание. Иначе газетная индустрия рискует остаться без своих читателей.

Ключевые выводы. Тинейджеры потребляют больше разнообразных медиа, но не так, как привыкли более старшие поколения, и вовсе не готовы за это платить. Они предпочитают конвергированный контент, который можно использовать и в интернете, и на iPod, и в мобильном телефоне.

Печатные газеты. Ни один тинейджер из тех, кого я знаю, пишет Робсон, не читает газет регулярно – на это просто нет времени, во-первых, а во-вторых – читать страницу за страницей скучно и неинтересно: гораздо проще получить сводку новостей в интернете или по ТВ. Не менее важная причина – цена, которую приходится платить за покупку печати. Этим объясняется относительная популярность бесплатных газет – за них не нужно платить, и таблоидов – благодаря компактному формату, их удобно читать в общественном транспорте, например, лондонскую The Metro. Впрочем, стоило понизить цену на британскую газету The Sun, как ее стало читать все больше тинейджеров, считает Робсон.

Музыка. Печать уместно сравнить с музыкальной индустрией: подростки очень неохотно платят за музыкальные композиции и гораздо охотнее скачивают их бесплатно и нелегально, посредством файлообменных сетей. «Большинство моих друзей никогда не покупало CD», – объясняет Мэттью. При этом музыку обычно слушают в то время, пока делают что-то другое: работают на компьютере, куда-то едут. И это затрудняет ответ на вопрос: сколько часов в день вы слушаете музыку?

Популярность торрентов объясняется просто: это возможность не только скачать музыку бесплатно, но и получить именно то, что хочется в данный момент. По этой причине падает популярность музыкального ТВ: там тоже все бесплатно, но ты не можешь выбрать, что именно хочешь слушать. Выбор за тебя делает ди-джей.

Самое популярное устройство для прослушивания музыки – iPod, однако он доступен только тинейджерам из семей с высоким уровнем дохода. Они же более или менее регулярно скачивают музыку из онлайнового магазина iTunes, но это считается слишком дорогим удовольствием. Менее состоятельные подростки слушают музыку с помощью мобильного телефона.

Радио. Подростки не слушают радио на регулярной основе, но иногда его включают, чтобы послушать музыку. Это, однако, становится все менее популярным, как и в случае с музыкальным телевидением, после появления таких сервисов, как Last.fm, где можно слушать любимые композиции, а не все подряд, что крутят на радио.

Несмотря на спорность ряда пунктов доклада «Как подростки потребляют медиа», в обсуждении приняли участие авторитетные британские издания.

ТВ. Подростки любят смотреть ТВ, но делают это нерегулярно. Все зависит от конкретной программы: какие-то из них могут быть особенно популярными, но может выдаться сезон, когда ТВ вообще не будут смотреть. Стоит учитывать и то, что ТВ стали меньше смотреть из-за появления такого сервиса, как BBC iPlayer, который позволяет смотреть передачи этого телеканала в любое удобное время.

Новые медиа. Социальные сети очень популярны у молодежи, но Twitter популярен в разы меньше Facebook. Причина проста: Facebook позволяет пользователям общаться и изучать аккаунты друг друга, а сервис микроблогов – нет, и это снижает интерес к нему. После апробации ресурса большинство подростков перестает вести записи. Этот факт стоит учитывать и газетам: вместо того, чтобы вести микроблог, им стоит организовывать свои фанатские странички на Facebook. По словам Мэттью Робсона, в Facebook зарегистрирован почти каждый, кто пользуется интернетом, и заходит в соцсеть около 4-х раз в неделю.

Реклама. Тинейджеров, оказывается, сильно раздражает онлайновая реклама – как баннеры, так и всплывающие окна (pop up). На нее вообще стараются не обращать внимания. А вот вирусный маркетинг раздражения не вызывает.

Гаджеты. Среди молодежи популярны беспроводные устройства, в частности, букридеры. А также те, которые имеют сенсорные экраны. Все, что имеет провода, среди тинейджеров не котируется. При этом, если говорить о связи, Wi-Fi предпочтительнее 3G.

Несмотря на спорность многих пунктов, вокруг доклада создался настоящий ажиотаж. В обсуждении поучаствовали многие авторитетные британские издания: The Financial Times, The Telegraph, The Guardian.

Так, газета Guardian опубликовала ответ на доклад двух британских девочек 16 и 17 лет, которые заявили, что один 15-летний лондонский подросток не может отвечать за всех тинейджеров Великобритании. Одна из участниц опроса газеты категорически не согласилась с тем, что подростки не читают газет – читают, и не только бесплатные. Это могут быть воскресные приложения, но читают их на регулярной основе. Тут больше зависит от воспитания и привычек внутри семьи, чем от возраста.

Участницы опроса подтвердили, что Twitter популярен у более возрастных групп, которым интересно наблюдать за молодым поколением, а также у звезд шоу-бизнеса, которые ведут свои микроблоги и рассказывают там всякую ерунду. Однако опрашиваемые не согласились с тем, что радио слушают только ради музыки. Ток-шоу, которые транслируются поздно ночью, входят в обязательный ежедневный рацион.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций