Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

28.02.2009

Текст:

Пресса, ориентированная на приверженцев той или иной религии, навязывает нормы поведения ничуть не больше, чем светские журналы. Разница лишь в том, что идеология Cosmopolitan или GQ всем знакома и привычна, а журнал «Мусульманка» и подобные ей издания воспринимаются большей часть общества как более или менее чужеродные явления.

Несмотря на это, число изданий, выпускаемых религиозными общинами, за последнее время существенно возросло. В частности, мусульманские издания занимают сегодня довольно большую нишу, где представлены разноплановые печатные и онлайновые СМИ. И хотя пока нельзя сказать, что они заметно влияют на идеологию всего общества, аудитория таких узконишевых изданий растет по мере увеличения числа наименований. И кто знает, может быть, наступит то время, когда добропорядочные граждане откажутся от светского глянца в пользу иллюстрированных журналов с религиозным уклоном. Тем более что темы там и там весьма схожие.

Быть может, наступит время, когда добропорядочные граждане откажутся от светского глянца в пользу иллюстрированных религиозных журналов.

Cosmo по-мусульмански

15 февраля вышел в свет первый номер женского журнала «Мусульманка». Это уже вторая попытка выпускать глянцевое издание для женщин, живущих по законам ислама. Первая попытка – журнал «Голубушка», выпущенный одноименным культурно-просветительским центром и ориентированный в основном на молодых девушек, «ведущих активный, деятельный, добропорядочный образ жизни», потерпела фиаско. Финансовых и организационных средств для публикации ежемесячника оказалось недостаточно, и он был закрыт после выпуска первого номера.

Первый номер «Мусульманки» уже продается в магазине при Соборной мечети в Москве и стоит около 100 рублей. В перспективе он должен распространяться в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, а также в Белоруссии, Азербайджане и на Украине.

На 54 страницах исламского глянца, который можно было бы назвать «мусульманским Cosmopolitan» (если бы это сравнение не могло оскорбить чувства верующих), можно найти и такие очевидные для издания подобного рода рубрики, как «Женщина в исламе», «Семья в исламе», «Воспитание детей». Вторая часть освещаемых в «Мусульманке» тем – с поправкой на специфику их освещения – куда более приближена к тому, о чем обычно пишут светские журналы для модных девушек: «Здоровье, спорт, красота», причем в разделе рассказывают о байдарках, «Путешествия + рецепт» и даже «Мода и стиль», правда речь тут идет о хиджабе. В принципе ни набор рубрик, ни тем так уж кардинально не отличается от традиционных девочковых рубрик, разве что тут во главу угла ставится ислам, а не шопинг и тусовки.

Еще одна часть рубрик находится так и вовсе в русле последних модных течений: правоверных мусульманок учат варить мыло и шить. На пике кризиса такие темы пользуются большой популярностью у самой широкой аудитории.

Выход в свет «Мусульманки» пока привлек внимание небольшого числа читательниц, но это скорее объясняется тем, что журнал еще неизвестен широкой аудитории. Между тем его продвижение началось даже в ЖЖ, где было создано сообщество musulmankam.

Мусульмане в ЖЖ

Помимо «Мусульманки», в «Живом журнале» представлены и другие мусульманские сообщества. Их минимум четыре : muslims_today, islamicworld, ru_muslim и islamic_economy.

В muslims_today, которое читают 58 человек, обсуждают самые разные вопросы, связанные с верой и положением мусульман в российском обществе. Встречаются как забавные сообщения («Мегафон – Северный Кавказ» ввел услугу «Азан»: время намаза сообщается каждый день по СМС), так и агрессивные: фильм «Мусульманин» с Евгением Мироновым в главной роли обвиняется в пропаганде ислама как синонима терроризма.

Журнал для мусульманских женщин «Мусульманки» и религиозные ЖЖ-сообщества можно назвать диковинкой в системе российских медиа.

Islamicworld позиционирует себя как сообщество об истории, культуре и искусстве ислама. В этом сообществе в несколько раз больше читателей – 286. Посты носят более культурологический характер, кроме того, здесь можно почитать обзоры мусульманских блогов. Правда, в сентябре 2008 года сообщество перестало обновляться.

Ru_muslim (читают три человека), хоть формально и является сообществом, по сути, является авторским блогом пользователя junayd_dag, который регулярно публикует длинные посты на сложные философские, культурологические и социальные темы. Просто интересно почитать.

А вот в сообществе islamic_economy, которое, как следует из названия, посвящено экономике в исламских странах, 51 читатель. В сумме собранные посты представляют собой нестандартную и весьма любопытную ленту новостей.

Ислам Ньюс

Впрочем, если журнал для мусульманских женщин или ЖЖ-сообщества можно назвать диковинкой в системе российских медиа, то новости с мусульманским уклоном уже стали обычным делом. Самый крупный новостной проект с посещаемостью несколько тысяч человек в день – Islam.ru. Это разветвленный портал, но по нему вряд ли можно составить представление о том, что происходит в мире, – из-за специфического ракурса, с которого освещаются все темы.

«М. Аббас пообещал С. Лаврову возобновить диалог с ХАМАС», «Кыргызстан и соседние с ним страны должны стать православными, считает священник-исламофоб», «Руми – самый продаваемый поэт в сегодняшней Америке» – вот заголовки ведущих материалов сайта. Кроме того, на Islam.ru представлена отдельная рубрика – «Хроника исламофобии», где рассказывается об антиисламском терроре.

Второй крупный проект – IslamNews.Ru. Если Islam.ru по формату больше напоминает журнал, то IslamNews.Ru – скорее новостную ленту. Тон повествования выбран более нейтральный, но в целом круг тем тот же.

Третье издание – газета «Ислам минбере» («Трибуна ислама»). Это общероссийская газета Духовного управления мусульман европейской части России (Московского муфтията). Выходит с 1994 года ежемесячно тиражом 10 тысяч экземпляров. Сайт газеты представляет собой ссылки на статьи, опубликованные на других исламских ресурсах. В целом производит впечатление более архаичного и религиозного издания.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций