Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

16.10.2008

Текст:

Финансовый кризис стал не только одной из главных тем, обсуждающихся в СМИ, но и серьезно повлиял на жизнь редакций. Компании, не выдержавшие испытания кризисом, обанкротились, а это значит, что издания лишаются рекламодателей, а то и спонсоров.

«Под удар попадут только те СМИ, которые живут по законам рынка и чьи средства на существование зависят от активности рекламодателей»

Так, одной из жертв финансовых обстоятельств стал медиахолдинг РБК, вынужденный сократить штат на 100 человек. В качестве антикризисных мер руководство холдинга приняло решение урезать проекты, которые еще не вышли на окупаемость, и уволить часть административного персонала. Так же «Независимая газета» оказалась очень даже зависимой от рыночной ситуации. На 30% изданию пришлось урезать расходы и распрощаться с 50 сотрудниками.

Как отметил в интервью «Новой газете» владелец и главный редактор «Независимой» Константин Ремчуков, два отдела газеты отказались увольнять сотрудников и пошли на добровольное 30-процентное урезание зарплат. Вследствие кризиса газета была вынуждена сделать шаг назад: отказаться от восьми полос своего объема, которые прибавились с января 2008 года. 

Нет медиарынка – нет проблем 

Несмотря на эти примеры, эксперты уверены: финансовые неурядицы вряд ли негативно отразятся на петербургской медиасфере. По их мнению, принцип «если у вас нет собаки, ее не отравит сосед» работает и здесь. Если в Петербурге нет нормального рынка прессы, то не может быть и проблем, связанных с ним. 

«Значительная часть газет в городе, входящих в различные холдинги, живет не на свои деньги, а на средства, которые им выделяют крупные бизнес-структуры, – отмечает Владлен Чертинов, главный редактор газеты «МК в Питере». – Ряд изданий де-факто находится на государственном содержании. Поэтому, уверен, этим изданиям ничего не угрожает. По его словам, под удар попадут только те СМИ, которые живут по законам рынка и чьи средства на существование зависят от активности рекламодателей».

Так, кризис сказался на радиостанции BusinessFM. Петербургский офис радиостанции подвергается реформированию: руководство планирует в перспективе сократить до 50% количество сотрудников в петербургском представительстве. Как отметил генеральный директор Business FM в Санкт-Петербурге Андрей Разумов, причина этого кроется не только в новой концепции развития, но и в минимизировании расходов, вызванном финансовым кризисом.

Сокращение числа сотрудников, урезание проектов – самое радикальное, что может произойти с петербургскими СМИ, как считает экс-генеральный директор «Известий» Петр Годлевский. По его мнению, глобальных последствий для журналистики кризис иметь не будет: «Сейчас газеты, радиостанции и телеканалы завязаны на бизнесе крупных собственников. Поскольку ни один из них пока не обанкротился, то не стоит опасаться трудностей и средствам массовой информации. Предполагаю, кризис пройдет спокойно». 

«На газетном рынке кризис аукнется чуть позже, когда рекламодателям придется урезать свои рекламные бюджеты»

Диана Качалова, главный редактор газеты «Мой район», считает, что сейчас издания еще не успели прочувствовать последствия кризиса: «Думаю, наши коллеги еще не почувствовали никаких сложностей – слишком мало времени прошло с момента, когда кризис разгорелся в полную силу. На газетном рынке кризис аукнется чуть позже, когда рекламодателям придется урезать свои рекламные бюджеты. Хотя если правильно построить рекламную политику, то в трудные минуты она может оказаться для бизнеса путем к спасению». Пока финансовый кризис никак не отразился на газете «Мой район». «Уверена, что составление бюджета на 2009 год для издателей и редакторов, задача не из простых: сегодня еще не видна ни реальная глубина кризиса, ни сколько времени нас будет штормить», – уточнила Качалова. 

С большой долей вероятности кризис скажется на бюджете петербургской газеты «Коммерсант». Об этом рассказал главный редактор издания Андрей Ершов. Тем не менее, по его словам, это не мешает газете составлять «бюджет роста» на 2009 год: «Естественно, с московским руководством мы будем обсуждать тему финансового кризиса. Мы не можем не учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию. Я не исключаю того, что какие-то коррективы будут внесены в бюджет. Пока же мы составляем «бюджет роста». Он обратил внимание на то, что сейчас в газете не идет речь о сокращении персонала или задержке выплаты заработной платы. Не затронул издание и отток рекламодателей. 

По словам генерального директора петербургской «Комсомольской правды» Сергея Зелинского, с  его изданием тоже все хорошо: «Пока мы не увольняем, а наоборот – нанимаем на работу. Нам требуются рекламные менеджеры, руководители рекламной службы. Конечно, мы внимательно следим за тем, что происходит на рынке, ищем сектор, где можно будет черпать деньги для рекламы. Правда, реклама – не наш единственный доход. Думаю, 10 рублей в кармане петербуржцев всегда найдутся. Пока у нас период наблюдения: с замиранием сердца смотрим, что будет происходить дальше».

Уверены в завтрашнем дне и телеканалы. «У нас нет ни малейших оснований для паники», – заявил Игорь Игнатьев, первый зам. руководителя дирекции «ГТРК Петербург»: «Реклама в петербургских рекламных окнах продана на 100 процентов до 31 декабря включительно. Начались продажи на I квартал следующего года. В IV квартале 2008 года и в I квартале 2009 у нас будет прочное положение. Я абсолютно уверен, что мы хорошо закончим этот год». Правда, он обмолвился, что на будущий год они не ждут такого роста рекламного рынка, какой наблюдался последнее время на телеканале. Игнатьев акцентировал внимание на то, что «ГТРК Санкт-Петербург», несмотря на то, что является государственной организацией, не представляет собой бюджетное СМИ и живет исключительно за счет рекламы. 

Из-за мирового финансового кризиса возрос интерес к экономическим новостям и аналитике, поэтому в последние два месяца заказы розничных сетей на газету «Ведомости» выросли.

Спрос на деловые новости вырос 

Положительный результат из сложившейся ситуации смогла извлечь газета «Ведомости». На фоне общего ухудшения положения ряда столичных СМИ издание, наоборот, получило стимул для развития, смогло повернуть ситуацию в свою пользу. Из-за мирового финансового кризиса возрос интерес к экономическим новостям и аналитике, поэтому в последние два месяца заказы розничных сетей на газету выросли на 20%, так же увеличился интерес к подписке.

В связи с этим руководством газеты было принято решение увеличить объем издания до 20 полос. Расширение произойдет за счет дополнительных полос – «Финансы», «Конкуренция», «Комментарии», «Менеджмент», «Действующие лица», «Потребительский рынок» и «Крупным планом». Какотметила Елизавета Осетинская, главный редактор «Ведомостей», «кризис – это время, когда деловая информация особенно востребована»: «Сейчас читателям принципиально важно видеть объективную картину и оценку происходящего. К счастью, экономическое положение «Ведомостей» позволяет добавить эту информацию именно в тот момент, когда она необходима». 

То, что кризис может служить некоторым стимулом для редакций, считает и Петр Годлевский. Так, по его словам, еще дефолт 1998 года сыграл положительную роль, подстегнув ряд изданий к развитию: «Во время кризиса 1998 года в Петербурге, насколько я помню, не было крупных банкротств и громких закрытий СМИ. Кризис совпал по времени с открытием петербургского представительства НТВ. Большое количество журналистов, несмотря на ситуацию в стране, оказались востребованы, смогли найти хорошую работу». По его мнению, удар по петербургским СМИ смягчил тот факт, что в городе средства массовой информации были крепко привязаны к бюджетным средствам, поэтому кризис коммерческих структур, банков не очень отразился на них. Другая история происходила в Москве: тогда в столице закрылось несколько крупных газетных проектов, так и не вышли в свет четыре издания, запуск которых планировался давно. Для газет Петербурга ничего не изменилось. Естественно, наблюдался спад количества рекламы, но ни одно крупное городское издание не обанкротилось. Нельзя сказать, что журналисты в ужасе жили полгода. Наоборот, из-за того, что у многих российских граждан возрос интерес к происходящему в стране, у СМИ появился еще один стимул для работы.

Так как интернет был не так популярен, как сейчас, люди активно стали покупать газеты, журналы, – омментирует Петр Годлевский. По его словам, дефолт 1998 года послужил хорошим уроком тем, кто в дальнейшем начал заниматься бизнесом. Какой урок преподнес кризис 2008 года – говорить пока рано. Пока ясно, что бюджетное финансирование, в котором неоднократно упрекали городские СМИ, во второй раз сыграло роль подушки безопасности при финансовой аварии на рынке.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций