Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

18.09.2008

Текст:

Второй судебный процесс компании «Одноклассники» окончился неудачей. Суд вновь рассматривал дело, которое могло стать прецедентом в медиаотрасли.

«Элементы логотипа должны обладать признаками творчества и оригинальности для того, чтобы их можно было квалифицировать в качестве объектов авторского права»

Если первый раз «Одноклассники» защитили свое имя, взыскав с «КМ онлайн» (бренд Одноклассники.km) 100 тысяч рублей, то второй иск (к издательству «Эксмо») об использовании логотипа на обложке книги был отклонен Арбитражным судом с формулировкой «элементы логотипа не обладают признаком оригинальности». Сторона издательства полагает, что дело больше походит на PR-кампанию истца.

«Одноклассники», владеющие социальной сетью Odnoklassniki.ru, подали иск о защите авторских прав к издательству «Эксмо» в апреле 2008 года. Владельцы сайта требовали от издательства компенсации в 200 тысяч рублей за то, что дизайн обложки книги копирует фирменный стиль компании, а ссылка на Odnoklassniki.ru содержится в выходных данных. Триллер «Однокла$$ники» написан писателем Андреем Дышевым. В нем речь идет о школьных друзьях, которые встретились благодаря тому, что нашли друг друга на сайте «Одноклассников», и затем начали погибать при загадочных обстоятельствах.

В ходе судебного процесса стороной издательства было доказано, что неоригинальность стилизованных человеческих фигур очевидна. Аналогичные изображения широко применяются в современном обществе: в частности, на дорожных знаках, или, например, в качестве табличек туалетных комнат. Что же касается сочетания цветов, то их использование в различных объектах может говорить только о некой идее по подбору и сочетанию, что не охраняется авторским правом.

«Мы посчитали, и суд поддержал нашу точку зрения, что требования истца необоснованны, так как элементы логотипа должны обладать признаками творчества и оригинальности для того, чтобы их можно было квалифицировать в качестве объектов авторского права», – пояснил детали дела представитель Юридического отдела издательства «Эксмо». По словам источника, данное судебное разбирательство было инициировано исключительно для создания PR-эффекта. Известно, что дело постоянно затягивалось: истец неоднократно изменял и дополнял свои требования.

Представитель «Одноклассников» Ирина Андриевская отметила, что сторона истца еще не ознакомилась с решением суда: «Только когда решение будет у нас на руках, мы будем планировать дальнейшие действия». Источник в «Эксмо» уверен, что компания «Одноклассники» обжалует решение, потому что «придает очень большое значение данному делу и вкладывает в него и эмоциональную составляющую, и маркетинговую». Как отметила госпожа Андриевская из «Одноклассников», «для судьи это решение было достаточно тяжелым, ведь мы фактически имеем дело с прецедентом».

Напомним, что ранее Арбитражный суд Москвы поддержал исковые требования «Одноклассников» к компании «КМ онлайн», обязав прекратить использование имени «одноклассники» в названии ресурса. Дело также является прецедентным, так как впервые затрагивает некоторые до этого «спящие» нормы авторского права. В настоящий момент компания «КМ онлайн» оспаривает решение Арбитражного суда Москвы по иску. «Выводы суда несут реальную угрозу для всего интернета», – заявил представитель «КМ онлайн».

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций