Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

31.07.2008

Может ли развитие интернета нового поколения стать угрозой для нацпроектов в России?

Ц.И.К.: Глобальные выводы о связи нацпроектов с уровнем падения доверия к телевидению и развитием интернета сделано в материале журнала SmartMoney. Причем, выглядит все довольно логично. Главное, что это хорошая тема по дороге домой поразмыслить о сущности интернета и его новых «воплощениях» в лице Веб 2.0 и «два-нольной» прессы.

Текст:

Нелюбовь к массмедиа всех мастей – телевизору (особенно к каналам, считающимся официальными рупорами власти), радио, газетам – с некоторых пор стала такой же модной фишкой, как, скажем, презрительное отношение к малиновым пиджакам. Даже те, кто телевизор время от времени таки посматривает, предпочитают в этом не сознаваться.

Не будете же вы спорить, что всемирная паутина когда-нибудь доберется и до села Гадюкино?

Ну или в крайнем случае рассказывают, что смотрят исключительно передачи про животных или каких-нибудь древних шумеров. Только не говорите, что это удел «образованщины», офисных работников, студентов да разной богемы. Поспрашивайте, к примеру, столичных таксистов, откуда они узнают новости. Вы будете поражены, узнав, сколь многие из них ненавидят «проклятый ящик» и черпают информацию из интернета.

Ясное дело, что наблюдения москвича (да и вообще жителя любого другого крупного города) – не слишком весомый повод рассуждать об образе жизни всех россиян. Как и данные разнообразных исследований о стремительно меняющихся привычках среднего американца не стоит прямо вот так вот в лоб использовать в качестве модели для описания будущих социальных потрясений где-нибудь в Африке или беднейших азиатских странах. Но и голой спекуляцией подобное умозрительное упражнение тоже назвать нельзя. Не будете же вы спорить, что всемирная паутина когда-нибудь доберется и до села Гадюкино, и до самой завалящей бушменской деревни?

Принципиальное отличие новых медиа, в изобилии представленных в интернете, – в их потрясающей способности очень тонко настраиваться под запросы каждого конкретного пользователя. Тут, кстати, важно заметить, что речь не идет о крупных новостных порталах или онлайновых версиях газет и телеканалов – они суть то же, что и любые другие, более привычные СМИ. Предмет обсуждения – разного рода блоги, хранилища видеофайлов, чаты и тому подобное.

Как ни старайся, идеальное СМИ сделать невозможно, ведь на все вкусы не угодишь. Продвинутых пользователей, разбредающихся в разнообразные сообщества по интересам, все больше и больше. А что будет, когда появятся фильтрующие информацию сервисы, чей интерфейс будет понятен даже ребенку?

Кто-то попадет в информационную блокаду, сам того не ведая. Уже сейчас полно сайтов, отслеживающих предпочтения посетителей. Откуда вы сможете узнать, что творится вокруг на самом деле?

Представьте себе ограниченные собственным микромиром группы, на которые разобьется человечество. Между ними, конечно, будет происходить какой-то обмен информацией, но вряд ли он будет хоть сколько-нибудь сравним по масштабам с тем мутным потоком, который обрушивают на наши головы нынешние СМИ.

Кто-то попадет в информационную блокаду, сам того не ведая. Уже сейчас полно сайтов, отслеживающих предпочтения посетителей. И эти технологии стремительно совершенствуются. Посмотрите на каком-нибудь YouTube недалекого будущего пару клипов про инопланетян, и он примется услужливо подсовывать вам сюжеты только из жизни уфологов. Картина мира у вас в голове сложится более чем своеобразная. А откуда вы сможете узнать, что творится вокруг на самом деле? Особенно если желание прилагать для этого хотя бы минимальные усилия напрочь отсутствует.

Оптимисты, пожалуй, сочтут такое бытоустройство близким к идеальному. Свобода мысли налицо. Никакое «министерство промывания мозгов» до вас не доберется. Пессимист укажет на обратную сторону медали – пусть в обществе, разбившемся на группки по интересам, не построить диктатуры, но ведь и демократия в нем забуксует. Как узнать о достоинствах кандидатов в президенты, например, если до выборов вас ничего, кроме секретов вышивания крестиком, не волновало?

Вряд ли в таких условиях можно будет затевать нацпроекты. Производители товаров и услуг, лишенные привычных площадок для размещения рекламы, надо думать, тоже будут не в восторге. Так не лучше ли все же потерпеть ненавистный «ящик»?

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций