Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

15.05.2008

Возможно, в скором будущем типографии будут не так нужны - знак "сделано в Германии" будет "ставиться" на электронных изданиях

Ц.И.К.: Немецкие СМИ, как яркие представители европейского медиарынка, могли бы стать ориентиром для российских медиа. Однако, как пишет РБК Daily, на данный момент между участниками рынка нет единства во мнении относительно новых технологий и онлайн-деятельности. Еще бы, каждый хочет создать ноу-хау, на котором можно будет заработать.

Текст:

Конкуренция со стороны интернета и бесплатных газет причиняет очень много неудобств как издателям, так и политикам. Издательские дома опасаются, что газеты перестанут быть ведущим СМИ. А политики же боятся угрозы демократической культуре.

Падение тиражей газет уже давно заботит не только издателей, но и политиков.

Но есть и хорошие новости для немецких изданий, переживающих кризис. Министр по делам культуры и СМИ Бернд Нойманн пытается бороться с планами Deutsche Post, намеревающейся выпускать бесплатную газету. «С моей точки зрения, такой план является в высшей степени опасным и для СМИ, и для экономической политики. Поэтому я прошу вас оказать этому плану соответствующее противодействие», – обратился Нойманн в письме к главе наблюдательного совета Deutsche Post Юргену Веберу.

Для издательств идея Deutsche Post появилась в самый неподходящий момент, поскольку их тиражи неуклонно падают уже не один год. Цифры говорят сами за себя. По данным франкфуртской маркетинговой компании ZMG, немецкие издательства продали в первом квартале текущего года 25,9 млн экземпляров газет, что на 1,85% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: за первые три месяца 2001 года было продано 30,11 млн экземпляров газет. Продажи сокращаются как по подписке, так и в киосках. За первый квартал 2008 года подписные тиражи уменьшились на 1,52%, до 17,12 млн экземпляров. В розничной продаже снижение оказалось еще более значительным и составило 4,63%.

Падение тиражей газет уже давно заботит не только издателей, но и политиков. По мнению министра Нойманна, конкуренция со стороны интернета несет угрозу существованию печатных изданий. Сокращение доходов, получаемых газетами от рекламы, опасается политик, могут иметь серьезные последствия для отрасли в Германии. «Это угрожает многообразию прессы и является опасным, поскольку печатные издания по-прежнему являются ведущими политическими СМИ и неотъемлемой частью демократической культуры нашей страны», – утверждает Нойманн.

Эксперты, однако, не согласны с тем, что интернет угрожает существованию газет как одного из СМИ. «Газеты остаются средством массовой информации. Тем не менее, является открытым вопрос, будут ли они и дальше играть ведущую роль», – считает отраслевой эксперт Мартин Фабель из консалтинговой компании A.T. Kearney. На главенствующую роль претендуют информационные порталы в сети, например лидер рынка Spiegel Online, принадлежащий издательскому дому Spiegel. Одновременно этот портал является примером того, что и издательства могут с успехом переносить свои марки во всемирную паутину.

Издательства могут с успехом переносить свои марки во всемирную паутину.

«У газет есть долгосрочная перспектива», – полагает также Михаэль Энценауэр, глава дюссельдорфской медиагруппы Optimediа, входящей во французский концерн Publicis. Он делает ставку на целевую аудиторию в возрасте от 30 лет и старше: «Молодая целевая аудитория продолжит разрушаться. Но у возрастной группы старше 30 лет газеты пользуются стабильной популярностью». По мнению экспертов, старение населения положительно сказывается на продажах газет. «Стареющее общество, по крайней мере, временно помогает издательствам», – считает эксперт Фабель. – Люди в возрасте чаще обращаются к печатным изданиям, чем к компьютеру. На данный момент никто не отваживается делать прогнозы, когда же прекратится падение тиражей. Газеты будут вынуждены в среднесрочной перспективе передать свои функции руководящего информационного средства интернету».

Медиаконцерны активно дискутируют, как справиться с этой проблемой и вернуть потерянные позиции. Эссенская группа WAZ уже нашла решение. Она активно вкладывает средства в интернет-портал DerWesten и планирует тесное сотрудничество с телерадиокомпанией ARD. WDR, крупнейший канал ARD, будет транслировать теле- и радиопрограммы через портал DerWesten. Некоторые издательства считают этот союз ошибкой, другие же полагают, что это шанс в будущем завоевать интернет.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций