Компания «Одноклассники», владеющая социальной сетью odnoklassniki.ru, подала иск о защите авторских прав к издательству «Эксмо». Владельцы ресурса требуют от издательства компенсации в 200 тысяч рублей за выпущенный «Эксмо» триллер «Одноклассники». В оформлении обложки книги использованы элементы фирменного стиля социальной сети, утверждают в «Одноклассниках».
Как рассказал совладелец «Одноклассников» Альберт Попков, в компании узнали о выходе книги случайно: «Дизайн обложки книги копирует наш фирменный стиль, кроме того, ссылка на odnoklassniki.ru содержится в выходных данных. Мы считаем, что таким образом издательство вводит в заблуждение наших клиентов, внушая им, что мы имели какое-то отношение к написанию или выпуску этой книги». По словам господина Попкова, его компания обратилась в издательство с предложением решить ситуацию мирным путем – заплатить компенсацию или изъять тираж из продажи и, не встретив понимания, решила обратиться в суд.
Триллер «Одноклассники» написан писателем Андреем Дышевым, специализирующимся в основном на детективной литературе. В книге идет речь о школьных друзьях, которые встретились благодаря тому, что нашли друг друга на сайте odnoklassniki.ru, и затем начали погибать при загадочных обстоятельствах. Книга появилась в магазинах в феврале 2008 года. «Претензию от владельцев odnoklassniki.ru мы получили в марте этого года, – говорит глава пресс-службы «Эксмо» Мария Румянцева. – Издательство предлагало вариант разрешения ситуации, но, видимо, он их не устроил. Некоторое сходство обложки с интерфейсом сайта есть. Это объясняется тем, что сайт является одним из мест действия романа».
Руководитель службы блогов SUP Fabrik Антон Носик понимает желание издателей использовать популярность социальных сервисов: «В последнее время к нам достаточно часто обращаются представители издательств с вопросами, на каких условиях можно использовать логотип или другую символику «Живого журнала» в оформлении книг. Правда, в большинстве случаев речь идет об обучающей литературе. Мы еще никому не отказали. Странно, что «Эксмо» в случае с «Одноклассниками» не попыталось урегулировать отношения с владельцами торговой марки».
Если действие книги происходит в России и на обложке размещен российский флаг, это тоже нарушение? |
Эксперты считают, что исход дела будет зависеть от того, удастся ли владельцам социальной сети доказать, что дизайн обложки книги действительно вводит читателей в заблуждение и заставляет думать, что социальная сеть имела отношение к написанию книги или является ее информационным спонсором. Гендиректор студии Maniaco Кирилл Готовцев считает, что у «Эксмо» шансы на положительный исход выше: «Единственное, на что могут указать владельцы «Одноклассников», – это схожесть цветовой гаммы. Логотип переделан достаточно умело – «Эксмо» может сказать, что на логотипе odnoklassniki.ru две фигурки людей уходят в сторону восходящего солнца, а на обложке книги изображены две фигурки, на которые мы смотрим через оптический прицел, что в принципе логично, учитывая содержание книги».
Адвокат Наталья Барщевская, напротив, считает, что у «Одноклассников» хорошие шансы добиться компенсации от «Эксмо»: «Они могут потребовать возместить ущерб в соответствии с частью 2 статьи 4 закона Российской Федерации «О товарных знаках», говорящей о «схожести до степени смешения». Если суду будет неочевидно, что дизайн книги использует элементы фирменного стиля odnoklassniki.ru, будет назначена специальная экспертиза, которая установит, так ли это».
Безусловно, будем следить, чем закончится эта тяжба. Интуиция подсказывает, что возможны два основных вариант.
Либо стороны все-таки договорятся полюбовно, разделив доходы «на двоих», либо дело тихо канет в Лету. Свою цель оно выполнило – привлекло внимание к детективам малоизвестного автора, сработало в качестве приманки для читателей, да и портал не остался внакладе – при высокой конкуренции между социальными сетями за пользователей, почему бы не использовать это бесплатное многотысячное тиражирование своего образа, названия и логотипа?
Именно потому «претензии» видятся надуманными и без дальнейшей судебной перспективы. Ведь не в деньгах же дело! Портал «Одноклассники» за первые 3 месяца 2008 года заработал 3 млн долларов на рекламе, а здесь речь всего лишь о 80 тысячах.
Между прочим, если оценивать название книги, «Одноклассники», как прецедентное, то у того же автора Андрея Дышева, произведения которого в массовом порядке издает «Эксмо», найдутся и другие сочинения, которые могут вызвать «негодование» и в которых можно разглядеть «судебные перспективы».
Например, «Детектив от Иоанна» мог бы вызвать резонное возмущение в стане Русской православной церкви, а «Десять граммов дури» – внимание Госнаркоконтроля. «Зеркало для героя» копирует название снятого Владимиром Хотиненко на Свердловской киностудии одноименный фильм, имеющий в качестве литературной основы одноименную повесть Святослава Рыбаса, между прочим.
«Морской узел»? Пожалуйста, претензии со стороны организаторов одноименного фестиваля молодых исполнителей. «Остров невезения»? Потомки авторов популярнейшего советского шлягера Леонида Дербенева и Александра Зацепина не дремлют. «ППЖ»… А не возмутится ли ГИБДД, что это оскорбление ПДД? «Прыжок в бездну»? Так ведь была такая книга Майкла Утгера, и жанр совпадает… «Руссо туристо»? Золотой фонд русского кинематографа и фраза Андрея Миронова. «Черный тюльпан»? Фильм с Аленом Делоном, книга Александра Дюма, наконец.
Вам все еще кажется, что судебные претензии «Одноклассников» к «Эксмо» содержат мало-мальски реальную основу?