Карта сайта Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

21.04.2008

Использование похожих элементов - умелая имитация, остроумная пародия или воровство?

Ц.И.К.: От крупного книжного издательства крупный российский интернет-портал требует 200 тысяч рублей за использование логотипа в оформлении обложки, пишет газета «Коммерсант». Безусловно, заработать на бешеной популярности «Одноклассников» хотят многие, пускай не совсем и законно. Вместе с тем, претензии представителей портала могут оказаться не такими уж и явными.

(знаком * обозначены места, прокомментированые Ц.И.К.)

Перейти к комментарию

Текст:

Компания «Одноклассники», владеющая социальной сетью odnoklassniki.ru, подала иск о защите авторских прав к издательству «Эксмо». Владельцы ресурса требуют от издательства компенсации в 200 тысяч рублей за выпущенный «Эксмо» триллер «Одноклассники». В оформлении обложки книги использованы элементы фирменного стиля социальной сети, утверждают в «Одноклассниках».

Как рассказал совладелец «Одноклассников» Альберт Попков, в компании узнали о выходе книги случайно: «Дизайн обложки книги копирует наш фирменный стиль, кроме того, ссылка на odnoklassniki.ru содержится в выходных данных. Мы считаем, что таким образом издательство вводит в заблуждение наших клиентов, внушая им, что мы имели какое-то отношение к написанию или выпуску этой книги». По словам господина Попкова, его компания обратилась в издательство с предложением решить ситуацию мирным путем – заплатить компенсацию или изъять тираж из продажи и, не встретив понимания, решила обратиться в суд.

«Некоторое сходство обложки с интерфейсом сайта есть. Это объясняется тем, что сайт является одним из мест действия романа»

Триллер «Одноклассники» написан писателем Андреем Дышевым, специализирующимся в основном на детективной литературе. В книге идет речь о школьных друзьях, которые встретились благодаря тому, что нашли друг друга на сайте odnoklassniki.ru, и затем начали погибать при загадочных обстоятельствах. Книга появилась в магазинах в феврале 2008 года. «Претензию от владельцев odnoklassniki.ru мы получили в марте этого года, – говорит глава пресс-службы «Эксмо» Мария Румянцева. – Издательство предлагало вариант разрешения ситуации, но, видимо, он их не устроил. Некоторое сходство обложки с интерфейсом сайта есть. Это объясняется тем, что сайт является одним из мест действия романа».

Руководитель службы блогов SUP Fabrik Антон Носик понимает желание издателей использовать популярность социальных сервисов: «В последнее время к нам достаточно часто обращаются представители издательств с вопросами, на каких условиях можно использовать логотип или другую символику «Живого журнала» в оформлении книг. Правда, в большинстве случаев речь идет об обучающей литературе. Мы еще никому не отказали. Странно, что «Эксмо» в случае с «Одноклассниками» не попыталось урегулировать отношения с владельцами торговой марки».

Если действие книги происходит в России и на обложке размещен российский флаг, это тоже нарушение?

 

Эксперты считают, что исход дела будет зависеть от того, удастся ли владельцам социальной сети доказать, что дизайн обложки книги действительно вводит читателей в заблуждение и заставляет думать, что социальная сеть имела отношение к написанию книги или является ее информационным спонсором. Гендиректор студии Maniaco Кирилл Готовцев считает, что у «Эксмо» шансы на положительный исход выше: «Единственное, на что могут указать владельцы «Одноклассников», – это схожесть цветовой гаммы. Логотип переделан достаточно умело – «Эксмо» может сказать, что на логотипе odnoklassniki.ru две фигурки людей уходят в сторону восходящего солнца, а на обложке книги изображены две фигурки, на которые мы смотрим через оптический прицел, что в принципе логично, учитывая содержание книги».

Адвокат Наталья Барщевская, напротив, считает, что у «Одноклассников» хорошие шансы добиться компенсации от «Эксмо»: «Они могут потребовать возместить ущерб в соответствии с частью 2 статьи 4 закона Российской Федерации «О товарных знаках», говорящей о «схожести до степени смешения». Если суду будет неочевидно, что дизайн книги использует элементы фирменного стиля odnoklassniki.ru, будет назначена специальная экспертиза, которая установит, так ли это».

Комментарий Ц.И.К.:

Безусловно, будем следить, чем закончится эта тяжба. Интуиция подсказывает, что возможны два основных вариант.

Либо стороны все-таки договорятся полюбовно, разделив доходы «на двоих», либо дело тихо канет в Лету. Свою цель оно выполнило – привлекло внимание к детективам малоизвестного автора, сработало в качестве приманки для читателей, да и портал не остался внакладе – при высокой конкуренции между социальными сетями за пользователей, почему бы не использовать это бесплатное многотысячное тиражирование своего образа, названия и логотипа?

Портал «Одноклассники» за первые 3 месяца 2008 года заработал 3 млн долларов на рекламе, а здесь речь всего лишь о 80 тысячах.

Именно потому «претензии» видятся надуманными и без дальнейшей судебной перспективы. Ведь не в деньгах же дело! Портал «Одноклассники» за первые 3 месяца 2008 года заработал 3 млн долларов на рекламе, а здесь речь всего лишь о 80 тысячах.

Между прочим, если оценивать название книги, «Одноклассники», как прецедентное, то у того же автора Андрея Дышева, произведения которого в массовом порядке издает «Эксмо», найдутся и другие сочинения, которые могут вызвать «негодование» и в которых можно разглядеть «судебные перспективы».

Например, «Детектив от Иоанна» мог бы вызвать резонное возмущение в стане Русской православной церкви, а «Десять граммов дури» – внимание Госнаркоконтроля. «Зеркало для героя» копирует название снятого Владимиром Хотиненко на Свердловской киностудии одноименный фильм, имеющий в качестве литературной основы одноименную повесть Святослава Рыбаса, между прочим.

«Морской узел»? Пожалуйста, претензии со стороны организаторов одноименного фестиваля молодых исполнителей. «Остров невезения»? Потомки авторов популярнейшего советского шлягера Леонида Дербенева и Александра Зацепина не дремлют. «ППЖ»… А не возмутится ли ГИБДД, что это оскорбление ПДД? «Прыжок в бездну»? Так ведь была такая книга Майкла Утгера, и жанр совпадает… «Руссо туристо»? Золотой фонд русского кинематографа и фраза Андрея Миронова. «Черный тюльпан»? Фильм с Аленом Делоном, книга Александра Дюма, наконец.

Вам все еще кажется, что судебные претензии «Одноклассников» к «Эксмо» содержат мало-мальски реальную основу?

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций