На центральную прессу (издания, выходящие в Москве и по всей России) приходится примерно 75% всего рекламного рынка печатных СМИ, и эта часть, безусловно, является для рынка определяющей.
Об этом, по результатам исследований рынка рекламы российской прессы, рассуждает эксперт отдела исследования прессы Аналитического центра «Видео Интернешнл» Александр Ефремов.
Мы можем детально анализировать рекламный рынок центральной прессы благодаря тому, что исследование мониторинга рекламы TNS Gallup AdFact охватывает практически всех основных игроков данного сектора.
Несмотря на впечатляющий рост рекламных доходов газет и журналов, общий рост рынка центральной прессы не выглядит впечатляющим. Сдерживающим фактором стали рекламные издания, которые уже несколько лет подряд уступают свои позиции «контентным» газетам и журналам.
При этом отдельные сегменты рекламно-нформационных изданий чувствуют себя замечательно. Стремительно растут рекламные доходы рекламных изданий автомобильной тематики. В течение 2007 года прослеживалась тенденция повышения рекламных доходов изданий, посвященных поиску работы. В то же время большинство традиционных рекламных изданий неуклонно теряют рекламодателей. Это видно невооруженным глазом – толщина этих газет и журналов из года в год становится все меньше.
По доходам от рекламы продолжают уверенно лидировать женские журналы. Их совокупные рекламные сборы перевалили за 7 млрд рублей, причем их прирост в 2007 году составил почти 40%. Более быстрыми темпами развивались еще только две рыночные ниши: массовые еженедельные газеты и журналы о кино и знаменитостях.
В целом большинство основных издательских ниш наращивали рекламные поступления быстрее рынка. Обращают на себя внимание низкие, на грани стагнации, темпы роста изданий автомобильной тематики (+7%), хотя одновременно производители автомобилей увеличили в среднем свои рекламные расходы на 27%.
Также возле нулевой отметки вот уже несколько последних лет колеблются относительные рекламные показатели журналов компьютерной тематики, хотя соответствующий товарный рынок развивается стремительно. Как тут не вспомнить про тлетворное влияние интернета на прессу!
Из товарных категорий наибольшие приросты рекламных бюджетов по итогам года, как и следовало ожидать, показали алкогольные напитки и политическая реклама. Традиционно очень высокие приросты у парфюмерии и косметики, одежды и обуви, предметов роскоши. А вот резкое увеличение бюджетов рекламодателей из секторов «Продукты питания», «Бытовая техника», «Бытовая химия» – это следствие роста расценок на телерекламу.
Телевидение, как самый большой и один из самых динамичных сегментов рекламного рынка, является фактором, который во многом обусловливает явления, происходящие на других медийных рынках, в частности в прессе. Увы, обратное влияние намного слабее.
Любители чтения
Доходы от рекламы различных типов изданий центральной прессы в 2006-2007 гг. (с учетом НДС), млн рублей
Тип издания |
2006 |
2007 |
Прирост, % |
Газеты |
6 697 |
8 480 |
27 |
Журналы |
18 235 |
22 462 |
23 |
Рекламные издания |
12 307 |
11 929 |
-3 |
Центральная пресса, всего |
37 239 |
42 871 |
15 |
Источник: АЦВИ
Ищите женщину
Структура рекламных поступлений издательского рынка центральной прессы в 2006-2007 гг. (с учетом НДС), млн рублей
Сектор |
2006 |
2007 |
При-рост, % |
Женские журналы |
5162 |
7155 |
39 |
Деловые ежедневные газеты |
2883 |
3467 |
20 |
Деловые и общественно-политические журналы |
2430 |
2888 |
19 |
Автомобильные (рекламные) |
2030 |
2718 |
34 |
Каталоги: строительство, интерьер |
2828 |
2633 |
-7 |
ТВ-гиды |
2019 |
2568 |
27 |
Трудоустройство |
1963 |
2322 |
18 |
Рекламно-информационные |
2830 |
2229 |
-21 |
Массовые ежедневные газеты |
1713 |
2036 |
19 |
Автомобильные |
1779 |
1905 |
7 |
Массовые еженедельные газеты |
1024 |
1628 |
59 |
Мужские журналы |
1224 |
1616 |
32 |
Газеты бесплатных объявлений |
1326 |
1386 |
5 |
Интерьер, загородный дом |
1179 |
1320 |
12 |
Кино и знаменитости |
784 |
1135 |
45 |
Другие |
6064 |
5864 |
-3 |
ВСЕГО |
37 239 |
42 871 |
15 |
Источник: АЦВИ
По доходам и расходы
Рекламные бюджеты товарных категорий в 2006-2007 гг. (с учетом НДС), млн рублей
Товарная категория |
2006 |
2007 |
Прирост, % |
Политическая реклама |
10 |
32 |
232 |
Алкогольные напитки и пиво |
672 |
1432 |
113 |
Бытовая химия |
73 |
126 |
73 |
Продукты питания и напитки |
586 |
860 |
47 |
Парфюмерия и косметика |
2622 |
3742 |
43 |
Недвижимость |
1445 |
2049 |
42 |
Часы и ювелирные изделия |
774 |
1069 |
38 |
Одежда, обувь, аксессуары |
1711 |
2276 |
33 |
Бытовая техника |
534 |
712 |
33 |
Детские товары |
239 |
315 |
32 |
Табачные изделия |
456 |
591 |
30 |
Автомобили и аксессуары |
4256 |
5417 |
27 |
Ремонт и строительство |
63 |
79 |
26 |
Социальная реклама и СМИ |
595 |
729 |
23 |
Медицина, лекарства, БАДы |
2495 |
3012 |
21 |
Торговые организации |
1103 |
1336 |
21 |
Финансовые и страховые услуги |
1796 |
2093 |
17 |
Транспортные услуги |
213 |
233 |
9 |
Мебель и предметы интерьера |
1123 |
1212 |
8 |
Строительные и отделочные материалы |
903 |
938 |
4 |
Компьютеры и оргтехника, софт |
1079 |
1109 |
3 |
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника |
727 |
749 |
3 |
Другое |
3401 |
3343 |
-2 |
Услуги сотовой связи |
843 |
822 |
-3 |
Спортивные товары |
199 |
185 |
-7 |
Classified |
8338 |
7544 |
-10 |
Туризм и отдых |
604 |
532 |
-12 |
Мобильные телефоны |
381 |
336 |
-12 |
ВСЕГО |
37 239 |
42 871 |
15 |
Источник: АЦВИ