Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

19.11.2007

Название страны могут запретить использовать

Ц.И.К.: Вносимые в законодательство поправки о запрете использования в фирменном названии ряда топонимов и наименований могут оказаться не такими страшными для тех, кому посчастливилось владеть, например, ООО «Санкт-Петербург» или ЗАО «Россия», сообщает рекламный портал Adlife.spb.ru. Тем более, что эти юридические лица имеют сомнительные конкурентные преимущества.

Текст:

Скоро начнет действовать закон, из-за которого сотни компаний окажутся под угрозой ребрендинга.

Новая редакция закона более категорична – исключение сделано только для некоторых видов акционерных обществ.

С 1 января 2008 года вступает в силу IV часть Гражданского кодекса РФ, запрещающая использование в своем названии полных или сокращенных официальных наименований Российской Федерации, иностранных государств, а также слов, производных от таких наименований.

Законопроект находился в разработке больше года. В первом чтении существовала норма, предполагающая запрет на включение в фирменное название юридических лиц официального наименования субъекта Российской Федерации – «Санкт-Петербург», «Ленинградская область», «Москва» и так далее, а также производных от таких наименований, как «петербургская», «СПб», «С.-Петербургская», «Петер...» и прочие. В итоговой версии законопроекта от этой идеи отказались.

Что касается использования названия страны в наименовании коммерческой фирмы, то это никогда и не было разрешено. Законодательный запрет был наложен в феврале 1992 года, через полтора месяца после переименования РСФСР в РФ.

Тем не менее, закон предполагал исключения для организаций, которые сумели получить специальное разрешение. Была сформирована специальная правительственная комиссия, которая оценивала целесообразность выдачи разрешений на использование названия страны в наименованиях коммерческих организаций. В 1993 году был даже введен специальный налог – сбор в размере 0,5% выручки. Он действовал до 2005 года. Новая редакция закона более категорична – исключение сделано только для некоторых видов акционерных обществ. К ребрендингу должны быть готовы ГТК «Россия», одноименный акционерный банк и страховая компания, многочисленные другие организации. Не исключено, что поменять названия обяжут даже компании, имеющие приставку «Рос» («Ростелеком», «Роснефть», «Росгосстрах» и другие).

Смена названия существующих организаций будет проводиться только при изменении устава.

Но рано радоваться брендинговым агентствам – вала заказов на переименование, скорее всего, не будет. Смена названия существующих организаций, подпадающих под действие закона, будет проводиться только при изменении устава, точнее, при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов.

Они могут существовать сколь угодно долго (хоть 10 лет), пока какие-либо причины или изменения законодательства не вынудят вносить поправки в устав. Например, уже сейчас обсуждается присоединение к ФГУП «ГТК «Россия» (бывшее «Пулково») двух авиакомпаний – ФГУАП «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии». Реорганизация повлечет изменение учредительных документов, а, следовательно, согласно закону, и смену фирменного наименования.

Сами компании – носители национального бренда не очень обеспокоены грядущими запретами. Например, начальник юридического отдела компании «Акционерный банк «Россия» Галина Куценина считает, что изменения его не затронут. Банк был зарегистрирован в июне 1990 года, то есть до введения всех разрешительных процедур, а закон, как известно, обратной силы не имеет.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций