Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

16.08.2007

Пресса

Ц.И.К.: Свое видение будущего корпоративных библиотек опубликовано на сайте HR-Portal. Краткая информация о том, что такое библиотека в компании и зачем она нужна. Следует добавить, что, на наш взгляд, это прежде всего коллектор важной (и базисной, и актуальной на данный момент) отраслевой информации. Поэтому нельзя однозначно говорить либо об электронных версиях корпоративных библиотек, либо о «полках». Это разумное сочетание – и не только в этих двух плоскостях.

Текст:

Находящаяся в распоряжении сотрудников компании библиотека, в которой систематизирована полезная для работы информация, может стать действенным инструментом управления персоналом (особенно в области повышения его профессионального уровня и личностного развития). Конечно, если к вопросу формирования и функционирования библиотеки подойти правильно…

После пятнадцатилетнего перерыва вновь появляется интерес к созданию корпоративных библиотек. С одной стороны, внимание к этой теме обусловлено логикой развития бизнеса: цель корпоративной библиотеки – сэкономить время и средства компании при поиске нужной информации. С усилением конкуренции роль интеллектуального капитала растет, в то же время при постоянной ротации кадров существует реальная угроза утери знаний. Одним из способов достижения стабильности в таких условиях становится информационно-аналитическое обеспечение деятельности организации, трансформация корпоративной библиотеки в информационный центр. Опора на собственную информационную базу дает компаниям возможность проводить маркетинговые исследования, анализировать специфику отрасли и требования рынка, развивать свой персонал. С другой стороны, происходит встречное интенсивное развитие рынков бизнес-информации, бизнес-литературы, бизнес-образования.

Убеждать руководителей компаний в необходимости и полезности корпоративных библиотек уже не нужно, практически все только «за».

Удобные возможности для навигации в море информационных ресурсов, аналитической работы с огромным количеством данных и концентрации знаний появляются именно с созданием или расширением собственных информационных центров или библиотек. Вот почему многие компании и крупные корпорации выделяют это направление как одно из приоритетных в рамках работы по совершенствованию внутренних коммуникаций и развития персонала. Пожалуй, одним из самых показательных примеров является сеть Центров международной торговли (ЦМТ), представленных во всех странах мира, – в стандарт организационной структуры его филиалов обязательно включена библиотека.

Убеждать руководителей компаний в необходимости и полезности корпоративных библиотек уже не нужно, практически все только «за». Однако для того, чтобы «центр знаний» действительно стал инструментом – обучения и развития корпоративной культуры, следует отказаться от широко распространенных иллюзий (из-за которых можно разочароваться в хорошей идее).

Иллюзия первая: корпоративная библиотека – это несколько полок с хорошими книгами. Следует провести их опись, завести читательские формуляры и выдавать литературу сотрудникам по требованию. При таком отношении фонды расширяются, а вот с возвратом книг – проблема. Часто нужную информацию невозможно найти либо оперативно получить, «расползающееся» библиотечное имущество вернуть трудно, в результате энтузиазм и желание заниматься корпоративной библиотекой исчезают.

Иллюзия вторая: корпоративная библиотека – это несколько полок с материалами отраслевых семинаров и конференций, раздаточных материалов с тренингов и семинаров, в которых принимали участие специалисты компании. Действительно, материалы конференций – это стратегически важная информация, отражающая состояние отрасли. Но наряду с прочими трудностями формирования подобной коллекции отметим, что информация (особенно в наукоемких областях) быстро устаревает, поэтому спрос на литературу подобного рода невелик. Что касается раздаточных материалов тренингов и семинаров, то их востребованность ограничена рамками занятий по той или иной теме. Библиотека в таком случае превращается в фикцию.

Иллюзия третья: корпоративная библиотека – это современные базы данных, онлайновый доступ к которым предоставляет сотрудникам компании новые возможности для саморазвития и самосовершенствования.

Электронные базы данных – отличная идея, однако практика работы показала, что без разработки специальной навигации, продуманной организации доступа, наконец, без помощи администратора интерес сотрудников к такому информационному центру компании весьма невысок. Отдача, соответственно, тоже.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций