Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

24.07.2007

Пресса

Ц.И.К.: Новая стратегия развития медиахолдинга «Проф-медиа» должна появиться в самое ближайшее время, сообщает Business&FM. Реструктуризация в системе активов этого холдинга может задать тенденции развития на рынке электронных коммуникаций.

Текст:

Менеджмент приступил к разработке стратегии развития холдинга.

Компания «Проф-медиа» за последний год оказалась, пожалуй, самым активным игроком в сделках M&A на российском медиарынке. После всех покупок, о последней из которых, купленной Rambler Media системе контекстной рекламы «Бегун», стало известно вчера, менеджмент приступил к разработке стратегии развития холдинга.

«Проф-медиа» превратилась в диверсифицированный медиахолдинг, работавший в разных сферах индустрии развлечений.

За десять лет существования дочерняя компания «Интерроса» «Проф-медиа» успела несколько раз кардинально сменить стратегию развития и превратиться в крупнейшего игрока медиарынка – в прошлом году оборот компании составил 400 млн долларов. Первым активом компании стала «Комсомольская правда», контрольный пакет которой был выкуплен у редакции газеты в 1997 году. Тогда собственники «Проф-медиа» и генеральный директор Вадим Горяинов ориентировали компанию на развитие в сегменте печатных СМИ – предполагалось, что «Проф-медиа» станет издательским домом. До 2005 года компания с переменным успехом осваивала издание газет федерального уровня. Помимо «Комсомолки», в активах «Проф-медиа» оказались «Известия», «Экспресс-газета» и «Советский спорт». В 2004 году был достроен собственный типографский комплекс «Проф-медиа Принт».

Параллельно компания развивала журнальное направление. В марте 2003 года «Проф-медиа» решили выйти в «глянцевый» сегмент и купили 35% акций издательского дома Independent Media. Сделка оценивалась в 35 млн долларов. Кроме того, в структуре «Проф-медиа» была создана компания Business Media Communications (с августа 2006 года – B2B Media), специализирующаяся на выпуске b2b-журналов.

В 2000 году «Проф-медиа» начала работать на радийном рынке, купив станцию FM-диапазона «Авторадио». В 2003 году было запущено радио Energy, и тогда же, для повышения эффективности управления бизнесом, была создана «Вещательная корпорация «Проф-медиа» (ВКПМ), которую возглавил Александр Варин. Позже в ВКПМ появились радио «Юмор FM» и «Русские песни».

Постепенно «Проф-медиа» превращалась в диверсифицированный медиахолдинг, работавший в разных сферах индустрии развлечений. В 2002 году стартовал проект строительства национальной сети многозальных кинотеатров «Синема-парк». Линейку компаний, работающих в кинобизнесе, в ноябре 2005 года дополнил «Централ партнершип» (ЦПШ) – производитель и дистрибутор фильмов. Участники рынка предполагают, что «Проф-медиа» отдала основателю компании Рубену Дишдишяну за 50,5% акций около 50 млн долларов. «Покупка контрольного пакета акций ЦПШ холдингом «Проф-медиа» оказала благоприятное воздействие на развитие бизнеса нашей компании, – отмечает исполнительный директор ЦПШ Сергей Шестаков. – Прежде всего, появилась возможность координации действий с другими компаниями холдинга, что позволяет усилить присутствие ЦПШ на рынке».

«Главная проблема газетного рынка в том, что 99 из 100 газет субсидируются в основном политическими спонсорами»

В 2004 году на должности генерального директора Вадима Горяинова сменил Рафаэль Акопов, и первым делом новый медиаменеджер решил избавиться от миноритарных пакетов. «В структуре «Проф-медиа» останутся только активы, которые мы можем полностью контролировать и которые считаем коммерчески привлекательными», – заявил Акопов. В ноябре 2004 года 41,2% акций «Эксперта» были проданы редакции журнала, а в январе 2005 года, поняв, что контрольный пакет Independent Media получить не удастся, «Проф-медиа» продали свои 35% финскому холдингу Sanoma Magazines. Тогда стоимость всего Independent Media оценивалась в 142 млн евро.

Новый менеджмент компании стал склоняться к смене приоритетов, и «Проф-медиа» приступили к распродаже газетных активов. Первыми в июне 2005 года были проданы «Известия» – контрольный пакет из 50,19% акций ушел в холдинг «Газпром-медиа». Сумма сделки не разглашалась, однако участники рынка оценили ее в 10-20 млн долларов. Тогда же оставшиеся газеты «Проф-медиа» были объединены в издательский дом «Комсомольская правда». Летом 2006 года появилась информация о том, что «Газпром-медиа» может снова стать покупателем – на этот раз «Комсомольской правды».

Сделка тянулась почти год и в итоге была закрыта к лету 2007 года. Конечным покупателем 60% акций издательского дома стал холдинг «Медиапартнер», входящий в группу ЕСН. «Конечное приобретение «Комсомольской правды» не входило в планы «Газпром-медиа», так как еще одна ежедневная многотиражная газета не вписывается в структуру холдинга», – сообщил генеральный директор «Газпром-медиа» Николай Сенкевич. По его словам, «Газпром-медиа» выступил посредником в сделке. Участники рынка оценивали стоимость издательского дома в 130-200 млн долларов, а генеральный директор «Комсомолки» и владелец миноритарного пакета акций Владимир Сунгоркин называл сумму 250–300 миллионров. Глава «Проф-медиа» Рафаэль Акопов не скрывал, что главным фактором продажи издательского дома стали не экономические, а политические причины. «Газетный рынок очень тяжелый, – заметил он в одном из интервью. – Главная его проблема в том, что девять из десяти газет или даже 99 из 100 субсидируются в основном политическими спонсорами». Менеджмент «Проф-медиа» решил направить работу холдинга в развлекательное русло.

В феврале 2006 года холдинг получил свой первый телевизионный актив, купив у группы частных лиц за 30 млн долларов канал «2х2». Эксперты отмечали слабый охват аудитории «2х2» из-за проблем с контентом – под брендом когда-то известного музыкального канала вещал «магазин на диване». Руководство «Проф-медиа» больше полугода не могло прийти к согласию по поводу наполнения и названия нового приобретения. В итоге была принята концепция круглосуточного анимационного канала для подростков и молодежи. Идея и реализация принадлежала новому гендиректору «2х2» Наталье Вашко, которую Акопов переманил из ТНТ. «Проф-медиа» не вмешивается в непосредственное управление каналом, – говорит Наталья Вашко, – хотя каждый месяц мы отчитываемся перед руководством о проделанной работе». На начальном этапе в развитие «2х2» планировалось инвестировать около 15 млн долларов, которые ушли в основном на закупку контента.

Для расширения территории вещания «2х2» «Проф-медиа» в октябре 2006 года купили сеть Rambler TV за 23 млн долларов. В этой покупке для медиахолдинга была важна в первую очередь эфирная частота в Санкт-Петербурге. Позже Rambler TV был закрыт, а его частота передана «2х2». В Москве анимационный канал начал вещание в апреле 2007 и за несколько месяцев совершил практически невозможное – в июне средняя доля аудитории «2х2» составила, по данным компании TNS Gallup Media, в Москве 8,1%, а в Санкт-Петербурге – 7,8%.

В декабре 2006 года «Проф-медиа» купили по рекордной стоимости еще один канал – ТВ3, который обошелся холдингу около 550 млн долларов. По мнению исполнительного директора компании «CTC-Медиа» Владимира Ханумяна, стоимость российских телеканалов стала ясна после IPO, проведенного «CTC-медиа» в июне 2006 года.

Бывший владелец ТВ3 холдинг Independent Network Television Holding Limited планировал провести IPO телеканала, но отказался от этого в пользу продажиТВ3 «Проф-медиа». Последним телевизионным приобретением компании стали музыкальные каналы MTV и VH1, 100% которых «Проф-медиа» купила у MTV Networks International, фонда Russia Partners и Европейского банка реконструкции и развития в июне 2007 года. Сумма сделки составила около 360 млн долларов.

Кроме телевидения Рафаэль Акопов решил сделать ставку на электронные медиа. В январе 2006 года «Проф-медиа» купила у группы «Спутник» издательский дом «Афиша», который эксперты оценивали в 10-12 млн долларов. Кроме журнала «Афиша» и газеты «Большой город» покупка дала холдингу еще и популярный портал Afisha.ru.

«Если бы не было сайта «Афиши», то для нас бы это была несколько другая сделка, – говорит Акопов. – То есть я не уверен, что мы бы ее вообще стали заключать в этом случае». В октябре 2006 года «Проф-медиа» приобрела 48,8% компании Rambler Media, увеличив впоследствии пакет до 54,8%. Сумма сделки составила около 260 млн долларов. Таким образом, холдинг получил не только один из самых посещаемых интернет-ресурсов в российском интернете, но и компанию, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже. «Для Rambler Media эта сделка, безусловно, позитивна, – считает аналитик ИК «Атон» Татьяна Капустина. – «Проф-медиа» может помочь Rambler Media с инвестициями». Кроме того, вчера стало известно о покупке Rambler Media контрольного пакета системы контекстной рекламы «Бегун». Основным инвестором «Проф-медиа» является корпорация «Интеррос». В декабре 2006 медиахолдинг привлекал капитал, разместив облигации на сумму 300 млн долларов.

Последние покупки «Проф-медиа» совершала, ориентируясь на высокие темпы роста рынков теле- и интернет-рекламы. При этом в структуре холдинга все еще остается радийная часть, типография же готовится к продаже. Как рассказали B&FM в компании, в настоящее время менеджмент «Проф-медиа» работает над новой стратегией развития, предполагающей более эффективное управление активами.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций