Карта сайтаНа главнуюНаписать письмо

поиск

 

Главная / Пресса /

05.04.2007

Журналист «продажен» в рамках своих служебных обязанностей

Ц.И.К.: Чрезвычайно познавательное и насыщенное интервью главного редактора журнала «Курьер печати» предлагает портал mediaguide. Обязательно для чтения всех специалистов в сфере СМИ!

Текст:

На портале СМИ.Ru был организован брифинг с главным редактором журнала «Курьер печати» Евгенией Трушиной. Мы предлагаем ответы на наиболее актуальные вопросы, заданные в ходе пресс-конференции.

 

Вам наверняка неоднократно приходилось слышать, что все СМИ продаются и покупаются – не в лучшем смысле этих слов. Каково Ваше мнение на этот счет?

Продаются ли СМИ? Да, продаются. Но здесь нужно отделять мух от котлет. Ведь дело не в СМИ как продукте, а в людях, которые эти СМИ делают, причем независимо от того – печатное это СМИ или электронное.

Одна сторона медали – человеческий фактор. Каждый работник СМИ, независимо от того, насколько высок его пост и какую власть он имеет в рамках издательства, в первую очередь – сотрудник своего работодателя. Он получает официальную плату за свой труд, выполняя задания вышестоящего руководства. Он продает себя, свой талант, свое умение. Да, он «продажен», но «продажен» в рамках своих служебных обязанностей.

Вторая – морально-этический аспект. Пару лет назад мне довелось попасть в довольно неприятную историю. Дело оказалось довольно громким и произошедшая история, безусловно, заинтересовала коллег-журналистов. Мне даже сложно вспомнить, сколько раз за прошедшие два года я присутствовала на съемках, раз за разом приводя подробности случившегося. Однако за все это время по ТВ вышел всего один репортаж. Истории же предыдущих заканчивались одинаково – в редакции «заносились» деньги для того, чтобы съемка не попадала в эфир.

Надо понимать, что у каждого СМИ есть владелец. И кем бы он ни являлся, если он предприниматель, то рассматривает свое издание или группу изданий в первую очередь как бизнес. И, как чаще всего бывает, ему совершенно все равно, каким образом СМИ будет приносить ему доход – за счет продаж тиража, рекламы или каким-либо иным способом. Главное, чтобы оно не просто не работало в убыток, но и приносило стабильный доход.

Как Вы считаете, насколько важно профессиональное образование в журналистике? Вы окончили геологоразведочный институт...

Да, я лично никогда не была студентом факультета журналистики. Поначалу просто не задумываясь о журналистском образовании, а в дальнейшем, даже уже начав свою деятельность на этом поприще и ближе познакомившись с выпускниками журфаков, приняла принципиальное решение вообще не касаться журналистского образования.

Объясню свою позицию. Когда вам представляют нового знакомого и говорят, что он врач, у вас, естественным образом, рождается следующий вопрос – на чем он специализируется. Ведь ясно, что терапевт детской клиники и офтальмолог – совершенно разные области деятельности, хотя каждая из них и относится к медицине.

То же самое и в журналистике. Не бывает журналистов, которые «пишут на все темы», как это часто указывают в своих резюме соискатели. Их просто не бывает! Такие резюме вообще не рассматриваются ни в одной уважающей себя редакции. У журналиста должна быть четкая, конкретная специализация. Как ее получить? Способов масса. Если вы, решив связать свою жизнь с журналистикой, приняли решение поступать именно на журфак, нужно буквально на первом же курсе постараться определиться с будущей специализацией и в течение всего срока обучения параллельно получать знания в этой области – посещать дополнительные курсы, читать специализированную литературу, пробовать писать на эту тему в профильные издания. Таким образом, к окончанию института вы будете иметь не только диплом о журналистском образовании, но и тот багаж знаний, который позволит вам не писать стыдливо в своем резюме про «любую тему».

Однако так, к сожалению, происходит крайне редко. Чаще всего из дверей журфака выходят люди, обладающие слишком разносторонними знаниями, чтобы в наш век узкой специализации СМИ и активного развития рынка b2b-изданий найти себе достойное место работы.

Получается, журналисту журфак заканчивать необязательно?

Я всегда исхожу из одной формулы: если человек умеет и хочет писать, если он изначально обладает внутренним чутьем, чувством стиля, способностью внятно излагать свои мысли, а значит – если он талантлив, ему нет большой необходимости заканчивать журфак. Когда лично я отбираю сотрудников, то для меня профильное образование соискателя не является не только большим, но и даже маленьким дополнительным преимуществом. Историческое, экономическое, юридическое образование соискателя лично для меня, как для руководителя, всегда предпочтительнее.

Да, элементарные знания «внутренней кухни» СМИ, конечно необходимы. Но это все набирается с опытом. Когда-то я сама, имея лишь «корочку» о геологическом образовании, пришла «желторотым птенцом» на работу в редакцию. И наблюдая изнутри за процессом подготовки издания, вникая в процесс, изучая технологию работы печатных СМИ, точно так же набиралась знаний и впитывала первый опыт.

 

А не кажется ли вам, что журналистика сейчас плавно перетекает в смежные области, такие, как например, пиар?

Сейчас, на мой взгляд, в журналистике действительно наблюдается некий перекос. Сегодня в этой сфере трудится масса людей, не имеющих никакого гуманитарного образования, а профессиональные журналисты чаще всего находят свое пристанище в смежных областях – PR и рекламе. Это очевидный процесс, связанный, в первую очередь со все более глубокой специализацией СМИ. В поисках новых ниш современные печатные издания все больше сужают поле своей деятельности, предпочитая не распыляться, а наоборот – концентрироваться на одной, узкой, но вполне определенной аудитории. А эта аудитория, независимо от специализации, всегда является очень требовательной, капризной, сложно завоевываемой и довольно легко теряемой – стоит только хоть раз обмануть ее ожидания. Поэтому, работая для такой ЦА, сотрудник редакции должен понимать всю возлагаемую на него ответственность за предоставление качественной информации. Отсюда и появление в редакциях не журналистов, а действительно специалистов в той области, в рамках которой работает СМИ. Профессиональные журналисты же, почувствовав возрастающую конкуренцию со стороны специалистов из других областей, стараются перейти в сферы, более-менее связанные с творчеством, меняют квалификацию, а их умение писать и грамотно излагать мысль как нельзя кстати приходится к месту в PR.

 

На страницах своего издания вы рассматриваете весь рынок печатных СМИ или только столицы?

Конечно, в Москве сейчас сконцентрирована основная масса всех самых известных издательских брендов – здесь работают самые крупные издательские дома, крутятся большие деньги, происходят в буквальном смысле битвы титанов. Но в регионах – уж мы-то, как специализированное издание, прекрасно это знаем – выходят не менее, а зачастую и более интересные, с точки зрения контента, издательские проекты. Они, в отличие от московских, не столь гламурны, не столь «глянцевы» и завоевывают свою аудиторию не вливанием безумных средств в раскрутку, а умением говорить со своим читателем, способностью быть ближе к нему. Это бесценный опыт, который не мешало бы перенять и игрокам стольного града. А потому «Курьер печати» довольно часто обращается к опыту региональных издателей, дает обзоры региональных рынков, общается с менеджерами наиболее удачных региональных проектов. Буквально в последнем номере мы посвяти одну из статей рынку Челябинска, в новом – обзор рынка Екатеринбурга.

 

Насколько известно, с этого года Ваш журнал претерпел множество изменений, в частности – поменял периодичность. Чем мы были обусловлены эти перемены и чего вы от них ожидаете?

Смена периодичности – в какой-то степени вынужденный шаг. При современном развитии интернет-технологий, появлении массы сетевых ресурсов, освещающих вопросы медиарынка еженедельный формат для отраслевого журнала неэффективен. Новостной контент просто физически не может угнаться за сайтами, обновляющими новости в онлайн-режиме, а времени на глубокую аналитику недостаточно. Поэтому мы приняли решение о максимальном уходе от новостного формата и предоставлении более качественной аналитической и обзорной информации. Я убеждена, что этот шаг позволил журналу значительно улучшить информационную составляющую.

Кроме того, в издании появился ряд новых рубрик, постоянные авторы, пишущие не только на специализированные отраслевые темы, но и на темы бизнеса в целом. Вообще у нас множество задумок, которые мы постепенно претворяем в жизнь.

Издательский рынок растет, на нем постоянно появляются новые интересные проекты, происходит масса сделок, выходят новые игроки. Об этом можно и нужно писать. Кроме того, интересен и познавателен опыт зарубежных коллег – издателей и распространителей со всех концов света. Мы плотно сотрудничаем со многими из них, представляя на своих страницах подробные обзоры зарубежных рынков, интервью с топ-менеджерами ведущих западных компаний. Если у игроков московского рынка практически всегда есть возможность принять участие в конференциях с участием иностранных гостей и выездных семинарах, то наши региональные читатели не всегда могут это сделать. Поэтому мы стараемся в данном случае выступать неким проводником передового западного опыта, который хоть и не всегда может быть применен на нашем рынке, но в любом случае – интересен и показателен.

Кстати, это и есть одна из отличительных особенностей журнала. Сейчас на рынке существует масса СМИ (как он-, так и оффлайн), специализирующихся на освещении темы медиа. Среди интернет-ресурсов можно выделить Mediaguide.ru, SMI.ru, Sostav.ru, Media-Online.ru и т. п. Хорошими информационными сетевыми ресурсами обладают и наши общественные организации: Ассоциация распространителей печатной продукции (Arpp.ru), Российский союз прессы (Witrina.ru), Гильдия издателей периодической печати (Gipp.ru). Но почти все эти медиа заточены, как и большинство интернет-ресурсов, под оперативное информирование, а не глубокую аналитику.

Мы не говорим о том, что факт свершился, мы говорим о том, почему он свершился и как ситуация будет развиваться дальше. Мы не пишем, что какое-то издание увеличило продажи тиражей, мы пишем о том, что конкретно издание сделало, какие шаги предпринимало и какие инструменты использовало, что бы увеличить продаваемый тираж.

 

А насколько в принципе свободна сегодня ниша отраслевых изданий о медиабизнесе? Будет ли удачен сейчас запуск нового проекта в этом сегменте?

Сейчас появилось много новых проектов, посвященных рынку СМИ. И не только печатному. Поэтому сказать, что ниша абсолютно пуста, я не могу. Однако любое начинание, при грамотном подходе, наличии эффективного менеджерского состава и опытных журналистов, имеет все шансы на успех.

В начало

Реклама Реклама Реклама Реклама Реклама