Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о медиабизнесе, прессе, ТВ, книгоиздании и индустрии МЕДИАНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Пресса /

09.02.2007

Вот такой вот секрет - автор то есть, то его вроде нет.

Ц.И.К.: Является ли псевдоним брендом, а несуществующий автор – предметом для разногласий и препирательства двух изданий – вопросы, на которые, возможно, придется отвечать суду. Как сообщает Lenta.ru, выдуманный автор Алена Лыбченко после окончания шутки в журнале «Большой город» «поступила в штат» в журнал Gala.

Текст:

«Большой город» и Gala поссорились из-за репортера, которого нет. 

Два крупных российских издателя поссорились из-за журналиста, которого никогда не существовало. Главный редактор «Большого города» Алексей Казаков уже предложил немецкому холдингу Gruner+Jahr встретиться в суде, если последний, конечно, не одумается и не вернет БГ Алену Лыбченко. Какое бы теперь решение ни приняли немцы, прецедента не избежать.

Если дойдет до суда, то это будет, пожалуй, первый судебный процесс из-за несуществующего журналиста.

Разногласия между издателями начались после того, как входящий в Gruner+Jahr журнал Gala напечатал текст, подписанный Аленой Лыбченко. В «Большом городе», для которого ранее писала Алена, говорят, что на самом деле никакой Лыбченко не существует и хотят, чтобы Gala перестала использовать чужой псевдоним.

Если дойдет до суда, то это будет, пожалуй, первый судебный процесс из-за несуществующего журналиста. И уж совсем интересный оборот дело обретет, если Gruner+Jahr согласится вернуть Лыбченко. Дело в том, что этой журналистки не существует не только де факто, но и де юре – в июле 2006 года «Большой город» сообщил своим читателям пренеприятнейшее известие – «глубоко законспирированный агент в мире средств массовой информации» устала описывать мир, в котором отсутствуют герои, и «испустила дух». Это ж как придется сообщать о ее возвращении в БГ – тело Алены вернулось из командировки в журнал Gala? В общем, странная история получается.

А так хорошо все начиналось. Писала себе Алена Лыбченко колонку в «Большой город» о всяких медийных полезностях. То подскажет, как к Антону Носику в ЖЖ попасть, то выведет на чистую воду редактора Esquire, то о тайных встречах президента с прессой поведает. Никого не щадила – даже в наше все – «Коммерсант» – как-то летом позвонила и узнала из первых рук, что никаких слияний и поглощений на медиарынке не ожидается. В сентябре, правда, русский Newsweek написал, что в это самое время предприниматель Роман Абрамович стал промежуточным владельцем газеты (а в конце августа издание купил Алишер Усманов). Но к тому времени Алены уже не было в живых – проект «глубоко законспирированного агента» прикрыли еше в первых числах июля.

А несколько дней спустя в редакцию «Большого города» позвонила девушка из премии «Медиаменеджер года» и посоветовала Алене «обязательно быть» на церемонии награждения. У тонкого намека, разумеется, были толстые обстоятельства, и медиаменеджером эту загадочную девушку, которая, наверное, ни разу в своей скоротечной журнальной жизни ничем не руководила, признали. Но за призом она так и не пришла, чем жутко расстроила всю заинтересованную публику.

Потом и вовсе началась мистика. Испустившая дух, которую, если верить июльской колонке Казакова, еще оплакивали родные и близкие, неожиданно воскресла и обратилась к организаторам через YouTube. «Покойница» была на редкость корректна, призналась в том, что, увы, не существует, за приз поблагодарила, а факт вручения назвала отрадным. Казалось бы – конец, the end, опускайте занавес.

Эту загадочную девушку, которая ни разу в своей скоротечной журнальной жизни ничем не руководила, признали «медиаменеджером года».

Ан нет. В февральском номере журнала Gala, который известен широкой публике лишь тем, что переманил из «Коммерсанта» Валерия Панюшкина, Алена Лыбченко всплывает вновь. Правда, уже в ином качестве. Теперь она глубоко законспирированный агент в мире пиара и озабочена хитросплетениями личной жизни Аниты Цой, Анастасии Заворотнюк и прочих Владов Топаловых.

Весть о чудесном воскрешении быстро облетела сеть, и многие отправились в киоски за новыми статьями Лыбченко. Но далеко не все нашли, чего искали. Так, главный редактор SmartMoney и без пяти минут инвестиционный банкир Леонид Бершидский хотел увидеть, с кем «можно выпить». Но не нашел. «Настоящая Алена... смешная и, блин, нормальная – с такой и водки можно выпить. Она не слушает Билана...», – возмущается в своем ЖЖ Бершидский, имея в виду, что если бы не подпись под текстом, то и не угадаешь, что это та самая Лыбченко.

В БГ же видят в журнале Gala вора и собираются судиться.

– Это была моя любимая игрушка... Ее создали мы с Ильей Ценципером (главный редактор ИД «Афиша»). Глава «Большого города» Алексей Казаков начинает говорить о Лыбченко, даже не услышав вопроса. И тут же оговаривается – за автора под псевдонимом Лыбченко он не писал, а был его редактором.

– А автор был один?

Заминка. Но интонация становится снова уверенной, когда заходит речь о тех, кто знал об авторе под псевдонимом. Редактор Gala и бывший автор «Большого города» Маша Гессен его знать не могла, уверен Казаков. А это уже версия Маши Гессен. «Пришла Алена Лыбченко и предложила... мы согласились», – пишет она в сетевом журнале Бершидского (взять комментарий непосредственно у Маши нам не удалось).

Да, и претензий БГ в Gala, похоже, не боятся. «У вас же хорошее образование. Вы прекрасно знаете, что этот псевдоним не бренд», – пишет Маша Гессен Леониду Бершидскому. В общем, похоже, что этот спор продолжится в суде. А жаль – вариант с возвращением тела в «Город» будет поинтересней.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций