Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

01.07.2011

Национальная платежная система становится реальностью

Национальная платежная система становится реальностью

Ц.И.К.: Дмитрий Медведев подписал закон, который  устанавливает правовые основы для создания национальной платежной системы, а также регулирует порядок перевода электронных денежных средств, сообщает Mail.Ru.

(знаком * обозначены места, которые прокомментированы Ц.И.К.)

Перейти к комментарию

Текст:

Можно только надеяться, что с вступлением в силу нового закона в России наконец-то будет наведен порядок в сфере взаимодействия национальных и международных платежных систем.

В законе указано, что участниками платежной системы могут являться «международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки».

Национальная платежная система подразумевает, что перевод электронных денег будет осуществляться исключительно кредитными организациями...

Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. Расчетный и платежно-клиринговый центры, согласно поправкам, должны быть локализованы в России. Это позволит обеспечить бесперебойную работу платежных услуг. Если же это требование будет нарушено, Центробанк имеет право исключить оператора платежной системы из реестра.

Закон регулирует вопросы, связанные с электронными средствами платежа, и закрепляет права и обязанности всех участников этих отношений. Ответственность за несанкционированное клиентом списание средств будут нести операторы платежной системы, а не клиенты. Документ предоставляет возможность использования электронных денежных средств при оплате услуг и товаров.

Законом вводятся три вида электронных средств платежа для осуществления расчетов электронными денежными средствами.

Первый вид: «неперсонифицированное электронное средство платежа». Идентификация не производится, максимальный остаток по такому виду платежа в любой момент времени составляет 15 тысяс рублей, а лимит по обороту в месяц – 40 тысяч рублей.

Второй вид: «персонифицированное электронное средство платежа»; предусмотрена идентификация клиента, максимальная сумма электронных денежных средств на счете – 100 тысяч рублей.

Третий вид: «корпоративное электронное средство платежа», должно использоваться идентифицированными юридическими лицами, максимальный остаток на конец рабочего дня будет составлять 100 тысяч рублей.

В законопроекте описана сфера применения электронных денег, которые становятся новой формой безналичного расчета. Поправки определяют, что перевод электронных денег будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов. Банк России будет выдавать таким операторам «облегченные» лицензии, дающие право на работу с электронными денежными средствами.

Кроме того, созданы условия для использования мобильного телефона для осуществления различных платежей. Оператор электронных денежных средств может заключить договор с оператором мобильной связи, в результате чего оператор электронных денежных средств будет вправе увеличивать остаток электронных денег абонента за счет денежных средств, которые уплачиваются авансом оператору.

Федеральным законом устанавливаются основы применения в России безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств, предусматриваются меры по обеспечению возможности использования таких средств для уплаты налогов, сборов и штрафов. Кроме того, федеральным законом определяются основы создания Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Комментарий Ц.И.К.:

Итак, закон подписан, но что за ним последует, ясно довольно смутно. Правовые основы заложены, это хорошо, организационное взаимодействие между ведомствами, по всей видимости, только в будущем. Причем, насколько отдаленном, сейчас предсказать сложно. Выборы-2012 наверняка отодвинут вопрос внедрения Национальной платежной системы (НПП) на год-два.

Технически систему электронных платежей между субъектами предпринимательства внедрить в рамках страны можно, даже размеры России тому не помеха. Тем более, при наличии административного ресурса. Однако, банковское лобби может не однозначно воспринять идею отказаться от популярнейших Visa и Mastercard, и перейти на обслуживание «НПП-карты».

После внедрения Национальной платежной системы Visa и Mastercard могут оставить Россию на растерзание НПП.

В случае увязки с бюджетными средствами, операции по такой карте, конечно, будут интересны банкирам, но только тем, кто может рассчитывать на распределение денежных потоков через свой банк. Оставшиеся за бортом новшества в виде системы НПП, будут недовольны, и уж точно не будут самостоятельно создавать условия для принятия платежей по новой системе.

Развитие подобной ситуации можно проследить в Москве, где социальными картами москвича занимался одно кредитно-денежное учреждение, ровно такая же схема в Санкт-Петербурге, где деньги на «детскую» карту переводятся на счета одного банка, хорошо известного и близкого городской администрации.

Почему за основу НПП не были приняты уже существующие в России платежные системы («Золотая корона», Яндекс.Деньги), остается большим вопросом. Наверное, чтобы не давать никому конкурентного преимущества. Пусть «малыши» поборются между собой. Однако, системы вроде «Яндекс.Денег», увязанные с крупнейшим российским порталом, так или иначе будут востребованы, а создать условия, чтобы в соответствие с новым законом стать лидером Национальной платежной системы, они вряд ли захотят.

Формально, считается, что новая платежная система «позволит обеспечить граждан России банковско-социальными картами», поскольку подавляющее число текущих карт выпущено в рамках зарплатных проектов. В случае, раз уж частично принято решение использовать «китайский вариант» (частичное блокирование передачи данных зарубеж с целью «отключить» от новой системы Visa и Mastercard), возможны два варианта развития событий.

Первый вариант заключается в том, что международные платежные гиганты откроют на территории России необходимые по новому закону банковские центры, чтобы таким образом войти в национальную систему платежей. Вариант другой: они этого не сделают и предпочтут рассматривать в качестве приоритетного банковский рынок другой страны. И этот, пессимистический, вариант развития событий кажется значительно более реальным. По крайней мере, есть перспективные страны, где вложения без дополнительных административных барьеров могут принести значительно большие дивиденды. А дивиденды в банковском бизнесе значат все.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций