Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

09.07.2009

Парад социальных сетей России
Социальные сети России идеально вписаны в ритм существования современного человека, а потому популярны

Ц.И.К.: Популярность социальных сетей в России можно объяснить особенностями русского менталитета, недостатком общения и слабостью социальных институтов. Гипотезы могут быть разные, но они не отрицают самого факта бума соцсетей, сообщает E-xecutive.

Текст:

Социальные сети безумно популярны в России, но точно неизвестно, в чем корень фантастической общительности наших соотечественников…

В чем секрет популярности социальных сетей в России? Ностальгия, желание построить в виртуальной реальности аналог гражданского общества, потребность в индивидуализме или стремление показать, что «у меня все как у людей»?

«Социальные сети в России идеально вписаны в ритм существования современного человека. Онлайн-сообщества дают возможность свободно общаться»

Социальные сети пришлись по вкусу россиянам. Свежие данные статистики говорят, что наши соотечественники – самые активные пользователи онлайн-сообществ. В среднем они проводят в социальных сетях 6,6 часа в месяц, при том, что среднемировой показатель почти вдвое ниже – 3,7 часа. В апреле самым популярным у жителей рунета стала сеть «Вконтакте», на втором месте «Одноклассники», на третьем – «Мой Мир». Социальные сети привлекли 59% (или почти 19 млн) из 31,9 млн пользователей интернета в нашей стране. Скорее всего, это не предел. Весьма вероятно, что включившаяся в мировое интернет-состязание Россия догонит весь остальной мир, где обитателями социальных сетей являются две трети от 1,1 млрд всех пользователей интернета.

Авторы исследования попытались объяснить, почему наши соотечественники «зависают» в социальных сетях дольше, чем кто бы то ни было. Главная версия: Россия – большая страна, и сети здесь – способ коммуникации людей из разных регионов. Однако эксперты не склонны считать геополитический фактор определяющим. Более того, у них есть свои взгляды на причины фантастической общительности россиян.

Директор по методологии отдела качественных исследований российского офиса Ipsos Сергей Шейхетов не считает первенство России сенсацией. По его словам, это скорее закономерный итог развития интернет-технологий. Бум социальных сетей, с одной стороны, вызван распространением широкополосного доступа в офисах и дома. С другой же эксперт также связывает рост популярности онлайн-сообществ с ускорением темпа жизни: «Социальные сети идеально вписаны в ритм существования современного человека. У людей остается все меньше времени на личное общение и встречи с друзьями: надо постоянно учиться, работать и заниматься другими делами. Онлайн-сообщества дают возможность свободно познакомиться и пообщаться».

Доктор социологических наук, ведущий аналитик Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова видит корни популярности онлайн-сообществ в области динамики социальных изменений. Эта динамика отчасти объясняет стремительный взлет «Одноклассников». Несмотря на второе место в рейтинге популярности, «Одноклассники» сделали то, что никак не удавалось более молодым и «продвинутым» проектам – привлекли к мониторам компьютеров достаточно зрелую аудиторию. Всем интересно посмотреть, как разбросала судьба бывших одноклассников и однокурсников.

Этот фактор, помноженный на сентиментальность и отсутствие аутичного индивидуализма наших людей, продолжает лить воду на мельницу онлайн-сообществ. «Пронизанные мифологией «школьного вальса», первой любви и студенческого братства, разбросанные по всему свету, однокашники ностальгически разыскивают друг друга. Немаловажный аспект – демонстративность, любовь наших сограждан к показу своих достижений, желание «не отстать от людей», – объясняет популярность социальных сетей Лариса Паутова.

Кроме того, соцсети послужили заменой утраченным социальным связям: в современной России разрушены многие традиционные социальные нити, такие как соседские или родственные отношения. Коллега зачастую оказывается ближе современному «белому воротничку», нежели сосед по лестничной площадке или братья-сестры. Однако Лариса Паутова подчеркивает, что общение на работе все же не способно компенсировать тягу к «простому человеческому общению». А сети позволяют горожанину, замотанному в офисе и пробках, поддерживать и развивать социальные нити: приехать к другу не всегда успеваешь, а вот черкнуть пару фраз можно и на работе. Можно предположить, что россияне оказались не готовы к гибели старых социализирующих институтов, к мощному натиску жесткой рыночной и офисной культуры. Как следствие – увлечение сетями, поясняет ведущий аналитик ФОМа.

Возможно, социальные сети в России стали суррогатом отсутствующих в реальной жизни социальных институтов.

Сергей Шейхетов также указывает на чисто утилитарную функцию социальных сетей. Как правило, потребительские онлайн-сообщества представляют собой базу знаний по какому-либо продукту, обеспечивают для вступивших в коммьюнити особые условия по использованию этого продукта и так далее. В этой связи общение в социальных сетях обретает вполне конкретный практический смысл.

Не исключено, что социальные сети стали для россиян суррогатами отсутствующих в реальной жизни социальных институтов. Сергей Шейхетов считает, что это в первую очередь относится к блогам: в LiveJournal есть масса сообществ, которые на Западе есть в оффлайне, а в нашей стране имеют исключительно виртуальную природу. Дискуссионные клубы различных тематик, объединения по интересам, околополитические кружки – все они существуют «в реале», имеют свою организационную структуру, помещения для встреч и т.д. «В России горизонтальные связи между людьми не развиты, потому что не развито гражданское общество, – говорит Сергей Шейхетов. – Вот и стали сообщества выходом такого рода энергии».

Эксперты любят обвинять виртуальный мир в том, что он ценой восполнения потребности в общении отдаляет человека от традиционных институтов – семьи, религии и тому подобного. Лариса Паутова считает это обвинение слишком жестким. По ее мнению, поголовное погружение в интернет всего российского общества – дело будущего. То, что происходит сейчас, – это естественные изменения социальных институтов, препятствовать которым не имеет смысла. Поэтому консерваторы пока могут спать спокойно. Интернет-аудитория – активные, достаточно образованные и мобильные люди. Они изначально больше нацелены на индивидуализм, а значит, легче вписываются в механизм социальных сетей, где основными «узлами» являются интересы индивида, а не интересы целого. «Результаты исследования comScore интересны выявленным противоречием между ценностями российской культуры и настроениями достижительной части общества», – подчеркивает ведущий аналитик ФОМа.

Особое мнение о социальных сетях в России

Сергей Колесников, директор департамента маркетинга ОАО «КамАЗ»:

«У меня двоякое мнение о мегапопулярности социальных сетей в России. С одной стороны, лично я из-за недостатка времени общаюсь только на E-xecutive, изредка – на «Профессионалах» и RB. В Одноклассники захожу раз-два в неделю – сообщения посмотреть, друзей с днями рождения поздравить. С другой стороны, о любви россиян к социальным сетям знаю не понаслышке: моя дочь почти круглосуточно сидит «Вконтакте».

На мой взгляд, популярность онлайн-сообществ вызвана двумя причинами. О первой уже сказали эксперты: интернет стал чем-то вроде суррогата гражданского общества, которое в России так и не возникло в оффлайне. Благодаря простоте общения любой человек, даже очень застенчивый в реальной жизни, может высказать свое мнение. Вторая причина – практически полная безнаказанность. В сетях можно вытворять что хочешь, зарегистрировавшись «мультом». Даже у меня «по детству» такой «мульт» был».

«Популярность социальных сетей в России можно объяснить особенностями русского менталитета»

Александр Шувалов, гендиректор ЗАО «Anhel GmbH»:

«Я объясняю для себя популярность онлайн-сообществ следующим образом:

1. Участники социальных сетей не реализовались или не состоялись в реальной жизни. Они, как правило, имеют аккаунты «Вконтакте» или ведут блоги на LiveJournal или другой платформе.

2. Люди хотят «приключений, за которые им ничего не будет». Это пользователи Mamba, Loveplanet и так далее.

3. Люди объединяются по интересами. Возможно, это и есть упоминаемый вашими экспертами суррогат гражданского общества, которое так и не возникло в реальной жизни.

4. Люди ищут дополнительные знания в конкретных областях.

Меня нет ни в «Одноклассниках», ни в «Вконтакте». Но я есть на E-xecutive, Klerk и Bankir, чтобы иметь возможность обсуждать возникшие проблемы при управлении предприятием, учиться у других на их опыте, получать конкретные ответы на интересующие меня вопросы. В то же время, я зарегистрирован и на Mamba. Почему? Потому что у меня нет времени и возможности в реальной жизни искать «приключения, за которые ничего не будет».

Популярность социальных сетей в России я бы объяснил особенностями русского менталитета. Общественная система не позволяет жить так, как каждый из нас хочет. Возможность самореализации появится нескоро, поскольку ее возникновению не способствуют ни система воспитания, ни система обучения. Люди поступают не так, как хотят на самом деле – работают не там, где должны, женятся не на тех, кого любят и так далее. Думаю, в нашем обществе не больше 20% гармоничных людей. Вот и получается, что остальные пытаются реализовать себя в виртуальном мире и компенсировать то, чего не получилось достичь в мире реальном».

Тимур Беставишвили, генеральный директор Центра «Evolution – Спортивный консалтинг»:

«Мне кажется, вопрос о причинах мегапопулярности социальных сетей в России поставлен не совсем корректно. Чтобы говорить о «мегапопулярности», надо обладать всей полнотой статистических данных. Информация о числе участников сообществ, количестве посещений и так далее приходит к нам от команд сайтов. Это похоже на условные тиражи многих современных печатных СМИ – там их лучше делить на три. Завышенные тиражи выгодны «отцам-основателям», ведь указанное в журналах и газетах количество экземпляров превращается в деньги рекламодателей.

Чтобы говорить о популярности, нужно иметь данные по успеху других форм и методов коммуникации. Хотя бы в России. И понимать, в каких единицах оценивать популярность вообще. Например, если оценивать популярность футбола в количестве выпиваемого по всей стране пива во время матча по телевидению, будут одни цифры. Если сравнить его с тем числом людей, которых «боление» подвигло на занятия игрой хотя бы в дворовый футбол, то результат нас обескуражит. И то, и другое – социальные явления, вызванные одной причиной.

С серьезными исследованиями по теме я никогда не встречался: нет анализа, нет выборок, нет выявленных тенденций, нет экстраполяции в будущее. Слишком прозрачно желание завысить статус какой-либо сети с целью получения выгоды. Кто сказал, что это плохо? Это всего лишь бизнес».

Выдвинутые экспертами версии фантастической популярности социальных сетей у российских пользователей интернета – всего лишь гипотезы. Используют ли отечественные интернетчики онлайн-сообщества как способ общения с друзьями и коллегами из разных регионов? Заводят ли аккаунт на «Одноклассниках» в приступе ностальгии по «школьным годам чудесным»? Стремятся ли показать, что у них в жизни «все как у людей»? Пытаются построить в сети виртуальное подобие гражданского общества? Точно установить причину «зависания» России в социальных сетях пока невозможно.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций