Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

23.04.2009

Большой симфонический оркестр YouTube

Симфонический оркестр под управлением интернета - опыт YouTube это большой шаг вперед

Ц.И.К.: Идея создания виртуального симфонического оркестра в режиме онлайн – огромный шаг в развитии классической музыки. О том, как происходил набор в оркестр, пишет «Русский репортер». И здорово, если нестройный шум интернета превратится в чудесную музыку онлайн.

Текст:

Обычно конкурс на поступление в оркестр проходит так: музыкант играет что-нибудь «с листа» перед комиссией – иногда с дирижером, иногда без, – а потом ему сообщают, принят он или нет. Конкурс в Большой симфонический оркестр YouTube проходил примерно так же, только комиссия, дирижер и музыканты находились за тысячи километров друг от друга.

Онлайновый видеосервис YouTube оккупировали академические музыканты. Они записывают свое исполнение на видео и размещают ролики в интернете. Победители конкурса сыграют в Карнеги-холле. А из видеопартий сложится единое произведение – симфония китайского композитора Тан Дуна (ноты участники скачивали на сайте конкурса).

В общем, идея революционная. Музыкантам предоставили возможность участвовать в самом демократичном конкурсе: возраст, пол, национальность и резюме не имели значения. Главное – показать свое умение и артистизм. Участники записывались в джинсах, на диване, на кухне, в пустых залах, в коридоре жилого дома, под смех родственников и лай собак. Так что любовь к классической музыке в этих роликах получилась настоящей, искренней, без фраков и рамп.

Сначала из трех тысяч роликов эксперты Лондонского симфонического оркестра, Берлинской филармонии, Симфонического оркестра Сан-Франциско, Нью-Йоркской филармонии и других ведущих мировых оркестров выбрали двести лучших. Затем из этих двухсот композитор Тан Дун и интернет-пользователи выбрали девяносто победителей. Среди них оказались трое россиян – альтистка, скрипач и контрабасист.

Тан Дун дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, исполняющим его симфонию. Оркестра не видно – там должны появиться конкурсанты, набранные онлайн.

Звон вилок и лай собак

Алексей Завгородный и Анна Шумик от обычных студентов отличаются только благородной осанкой скрипачей. Познакомившись «в реале» в московском офисе Google, они выяснили, что земляки: оба родились в Архангельской области. Сейчас они студенты московских музыкальных академий. Анна работает в Российском государственном симфоническом оркестре кинематографии, Алексей – в театре «Проект «Открытая сцена». Оба иногда ходят играть на свадьбы и «куда пригласят».

Контрабасист Геннадий Крутиков постарше и посолиднее, он уже 14 лет играет в Российском национальном оркестре под руководством Михаила Плетнева, недавно вернулся с гастролей во Флориде.

На сайте для участников конкурса выложили видеоролик: Тан Дун дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, исполняющим его симфонию. Оркестра видно не было – его место должны были занять конкурсанты, ориентируясь или на нотную запись симфонии, или на виртуального дирижера. Как выяснилось, виртуальная реальность подложила исполнителям свинью.

– Вы как записывались – просто по нотам, без ритма? – спрашивает Крутиков у коллег.

– Я – просто по нотам, – отвечает Анна Шумик. – Под дирижера у меня не получилось. Но я наслушалась исполнения Лондонского симфонического оркестра.

– Под дирижера сложно было записать, потому что там неправильно смонтировали, – раскрывает Крутиков тайну виртуальной реальности. – Задумка была в том, что мы смотрим на экран монитора, на дирижера, одновременно смотрим в ноты и снимаем себя на камеру, – объясняет он мне. – Я записал себе этого дирижера на КПК, поставил на пульт, вставил в ухо наушник с записью Лондонского симфонического оркестра – и сыграл. Очень хорошая идея: такого еще не было никогда, чтобы дирижер вдруг стал виртуальным. Мне сразу представилось, как это будет дальше.

Крутикова, который с компьютерами давно на ты (10 лет проработал на второй ставке в своем оркестре системным администратором), больше других впечатлила идея конкурса.

– Я всех струнников просмотрел, мне было интересно, – рассказывает он. – Там такие экземпляры были! Один был левша, смычок в левой руке держал, струны наоборот натянуты – все наоборот у него было. Не прошел.

– Так ему, наверное, в группе контрабасов неудобно было бы, – замечает Анна.

– Да он и играл не то, что надо, – улыбается Геннадий. – Один закрыл лицо каким-то приемом из видеоредактора – вместо лица было пятно, как в фильме «Звонок». Он периодически выглядывал, когда заигрывался, и лицо все равно было видно. Азиаты тоже интересные записи делали. Снимали какие-то студии, чтобы эхо огромное было. Кто во что горазд. Некоторые на кухне записывались – у них звон посуды, вилки, ложки стучат, собаки ходят.

– Собаки вообще очень часто фигурировали, – подает голос скрипач Завгородный.

– Может, у них условия такие. Там, в Азии, перенаселенность большая. Это же они изобрели тихие инструменты с наушниками: наушник воткнул – и занимаешься.

Общий язык

Победители недоумевают, почему в конкурсе участвовало так мало музыкантов из России. Говорят, многие их друзья-музыканты отреагировали на конкурс вяло, поленились участвовать.

– Это притом что конкурс массовый, нет никаких ограничений, не надо собирать кучу документов, как обычно, не надо платить взносов! – удивляется Анна.

«Это была моя первая регистрация на YouTube. И когда я видел, что с каждым днем у меня на триста, на четыреста просмотров больше, мне страшно становилось»

Представительство Google в России информацию о количестве российских участников не разглашает. По мнению самих музыкантов, их было не больше семидесяти.

– Все дело в нашем менталитете, – говорит Крутиков. – Американцы любят участвовать во всем, соревноваться. А у нас как раз шли новогодние праздники. Надо было заниматься, партию посмотреть. Кто-то испугался: вот я сейчас сыграю, и на меня со всего мира будут смотреть.

– У меня тоже было смущение небольшое, – вспоминает Алексей. – Это была моя первая регистрация на YouTube. И когда я видел, что с каждым днем у меня на триста, на четыреста просмотров больше, мне страшно становилось.

Идея виртуального симфонического оркестра – большой шаг в развитии классической музыки. Можно будет собирать оркестры с помощью интернета, музыканты смогут общаться между собой, а зрители – лучше понимать классическую музыку.

– Многие мои знакомые, которые интересуются классической музыкой и ходят на концерты, теперь смогут посмотреть, как оркестр создается, как одну и ту же партию несколько человек играют по-разному. Это же здорово! – говорит Крутиков.

Гимном этой самой наступающей новой эры в мировой классической музыке можно считать симфонию Тан Дуна Eroica, которую исполнит интернациональный оркестр. Композитор попытался передать шум большого города, его гармонию, и одновременно – галдеж бескрайнего интернет-пространства.

В Нью-Йорке у участников оркестра будет всего три дня. Кроме пятиминутной интернет-симфонии в Карнеги-холле сводный оркестр интернета сыграет и другие произведения. Программа концерта уже известна, но музыканты не должны ее разглашать – они обсуждают ее на закрытом сайте для победителей. В том, что оркестранты из разных стран поймут друг друга во время репетиции, никто не сомневается.

– У нас же терминология одна для всех – forte, piano, crescendo, diminuendo, ritenuto и тому подобное, – говорит Крутиков. – Дирижер показывает все, что надо. А какие-то замечания можно понять и на английском.

15 апреля на сцене Карнеги-холла выяснится, действительно ли академические музыканты говорят на одном языке. Возможно ли это в принципе – чтобы жители России, Украины, Румынии, Австралии, Венгрии, Гонконга, Китая, Мексики, Англии говорили друг с другом на одном языке.

На следующий день после этого в интернете появится видеозапись выступления и клип, смонтированный из лучших роликов, присланных на конкурс. Хотя музыканты сомневаются, что это получится: все-таки участники конкурса играли свои партии в разных строях, звучали в разной акустике. Впрочем, это уже дело техники.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций