Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

08.04.2009

Интернет-компании выздоравливают первыми
Интернет-компании показывают превосходную доходность на фоне кризиса даже в сравнении с сырьевыми компаниями

Ц.И.К.: О каких интернет-компаниях не начнешь говорить, все они демонстрируют превосходные показатели доходности по сравнению с компаниями из традиционных секторов экономики, сообщает CNews. И даже сырьевикам на фоне кризиса интернет-бизнес утер нос.

Текст:

После провала в январе – феврале фондовый рынок в США вырос в марте на 10%. В числе лидеров подъема оказались интернет-компании, доверие к которым после общерыночной паники начинает возвращаться.

Традиционно сигналы восстановления, поступающие из Америки, далее позитивно влияют на развивающиеся рынки. В кризис интернет-сектор предоставляет массу возможностей для роста.

В ИКТ-секторе в числе выигравших первыми могут оказаться компании интернет-сектора.

Паника и повышенная волатильность, царившие на биржевых площадках последние полгода, постепенно начинают уменьшаться. Инвесторы пережили несколько волн негативных новостей, отыграли их и теперь готовы более взвешенно подходить к оценке стоимости публичных компаний. В острой фазе кредитного кризиса трейдеры порой стремились избавиться даже от надежных акций, поскольку прежние ориентиры определения капитализации были потеряны. Сейчас наступает время для спокойной переоценки справедливой стоимости публичных компаний. Финансовые итоги 2008 года большинством компаний уже подведены, видны контуры спроса на услуги в 2009-м.

В ИКТ-секторе в числе выигравших первыми могут оказаться компании интернет-сектора. «Акции интернет-компаний, привязанные к потребительскому рынку, как и бумаги медийных компаний, имеющие отношение к рекламному рынку в чистом виде, очень тесно связаны с динамикой всего фондового рынка, – рассказал Дмитрий Жук, аналитик по сектору телекоммуникаций из лондонского офиса банка Citi. – Поэтому когда рынок играет на повышение, эти бумаги обгоняют биржевые индексы. Оптимизм, связанный с будущим восстановлением экономики, и возвратившееся к инвесторам желание рисковать в прошлом месяце стали причиной восстановления фондовых рынков в масштабе мира. Акции упомянутых интернет-компаний в марте – апреле выросли в среднем на 22%. По-настоящему звездными стали акции рекламных агентств и издателей, ориентированных на массовый рынок: они выросли на 24 и 36% соответственно».

Ключевые показатели компаний сегмента «интернет-поставщики информационных сервисов» в сравнении с традиционными отраслями выглядят стабильно и привлекательно. Показатель капитализации к доходам (P/E) равен 44. Капитализация к свободному денежному потоку – 33,9.

В отличие от краха десятилетней давности сейчас «виртуальный» бизнес многих из этих фирм представляется более надежным объектом вложения средств, чем инвестиции в компании базовых отраслей – строительства или добывающей промышленности.

Когда маркетинговые бюджеты компаний подвергаются секвестрированию, интернет-реклама демонстрирует хорошие показатели роста.

Важным переломным этапом для инвесторов стал момент выпуска годовой отчетности крупнейшей компании сектора – Google – в середине января 2009 года. С этого времени котировки акций повысились примерно на 20%. По итогам 2008 года чистая прибыль Google выросла на 1%, до 4,23 млрд долларов. Этот показатель мог быть и лучше, поскольку в значительной степени падение прибыли связано со списанием около 1 млрд долларов по инвестициям в компании AOL и Clearwire. С учетом того что Google работает без долга, его долгосрочное финансовое положение не вызывает вопросов у акционеров.

За счет широкого спектра обслуживаемых клиентов Google удалось минимизировать потери от кризиса. Правда, некоторых антикризисных мер в виде сокращения части персонала и замораживания перспективных, но неприбыльных проектов избежать не удалось. «Под нож» попал проект создания виртуального мира Lively – потенциального конкурента Second Life, также было сокращено около 300 человек. Впрочем, на фоне увольнений в других секторах это капля в море.

В условиях, когда маркетинговые бюджеты компаний подвергаются секвестрированию, интернет-реклама демонстрирует хорошие показатели роста. По данным Interactive Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers (PWC), в 2008 году рынок интернет-рекламы в США вырос на 11% и достиг 23,4 млрд долларов. Выручка Google увеличивалась намного быстрее – в 2008 году ее рост составил 32%. Потенциал для продолжения роста компании может заключаться в увеличении спроса на интернет-поиск с мобильных устройств – данный сегмент может показать бурный рост в ближайшие годы. По данным аналитического агентства Tellabs, 71% пользователей в США полагают, что в ближайшие годы они будут использовать мобильный интернет ежедневно. В Европе, по данным Nielsen, доля столь же позитивно настроенных граждан составляет от 39% в Испании до 52% в Великобритании.

Также Google предпринимает дополнительные усилия по увеличению выручки от YouTube, в частности она подписала контракт с Disney на поставку контента. По оценкам IAB/PWC, в прошлом году рынок видеорекламы в США удвоился и составил 734 млн долларов.

Уверенно выглядит и динамика котировок китайского поисковика Baidu. После прохождения локального минимума в начале 2009 года цена акций увеличилась на 50%. Сейчас между двумя поисковиками разыгрывается борьба за первенство на перспективном китайском рынке. Рекламные бюджеты в Китае подверглись лишь незначительным сокращениям, и China Market Research Group ожидает, что рынок электронной коммерции в текущем году вырастет на 20%. Очень перспективным направлением является мобильный маркетинг – сейчас в Китае 600 млн абонентов сотовой связи. Пока в конкурентной борьбе сильнее позиции у национального решения: доля Baidu составляет 60%, у Google – лишь 26%.

Несмотря на кризис, интернет-компании предлагают своим акционерам массу возможностей для роста.

Лучшую относительную динамику за последние месяцы демонстрирует Netease – китайская компания, занимающаяся онлайн-играми. Несмотря на кризис, капитализация игрока выросла до исторического максимума – 3,45 млрд долларов (половина рыночной стоимости «ВымпелКома»). Причиной бурного роста стала новость о выходе на биржу другого китайского разработчика – Changyou.com.

Рынок IPO сейчас переживает очень сложное время, поэтому состоявшееся удачное размещение способно положительно повлиять и на оценку рыночной стоимости Netease. Впрочем, и сама компания демонстрирует сильные финансовые результаты – показатели рентабельности составляют фантастические 73%. Netease также может похвастаться крепким финансовым положением – долг у компании отсутствует, а свободные денежные средства на конец прошлого года составляли 823 млн долларов.

Таким образом, несмотря на кризис, интернет-компании предлагают своим акционерам массу возможностей для роста. По всему миру сохраняются перспективные ниши для развития бизнеса. Исходя из анализа поведения инвесторов в прошлые годы, сигналы выздоровления интернет-сектора в США способны привести к росту оценки стоимости интернет-компаний и на развивающихся рынках.

«Российский интернет-бизнес находится в более ранней фазе развития по сравнению с американским, – говорит Антон Ворыхалов, аналитик IKS-Consalting. – В России объем рынка растет на 100% в год, в США – на 10%. Поэтому кризис может замедлить темпы роста отечественных интернет-компаний, но общая позитивная тенденция сохранится. С ростом капитализации будет несколько сложнее, но в любом случае ситуация в секторе неплоха на фоне остального рынка».

Ключевые показатели интернет-компаний выглядят стабильными и привлекательными:

Компания

Капитализация, млрд долл.

P/E

Рентабельность по чистой прибыли

Google

108,0

25,7

6,7%

Yahoo!

17,7

43,0

-16,8%

Baidu

6,0

-

32,0%

Akamai

3,3

24,8

19,0%

Netease

3,2

-

72,8%

Источник : Yahoo! Finance

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций