Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

04.04.2009

Как кризис изменит интернет
Интернет во время кризиса могут спасти нестандартное мышление руководителей интернет-проектов

Ц.И.К.: Интернет-проекты могут и должны быть монетизированы, даже несмотря на кризис, когда у некоторых сетевых ресурсов возникли проблемы со сбором рекламы и доходностью, приводит интернет-газета «Взгляд» мнение медиаэксперта Дмитрия Ицкова. Но кризис кризисом, а владельцам бизнеса в интернете надо думать о регулировании отрасли.

Текст:

Депутаты Госдумы считают, что законодательно обустроить правила жизни в сети без самих интернетчиков не получится. Как следствие, «капитанов рунета» приглашают принять участие в законотворческом процессе: недавно парламентарии организовали уже вторую встречу с лидерами российского интернет-бизнеса.

О том, чем могут быть полезны такие встречи, а также о том, как интернет переживает кризис, рассказал гендиректор корпорации New Media Stars Дмитрий Ицков.

Интернет-законодательства в России не существует. Законы есть, но на практике они не работают.

Имеют ли встречи депутатов с лидерами основных игроков рунета реальный, прикладной смысл?

Государство в лице депутатов Госдумы предлагает интернет-бизнесменам помощь в реализации необходимых рынку законопроектов. Это четко прозвучало на последней встрече. Но какие конкретно законодательные инициативы нужны интернету, определить самостоятельно у государства не получится. Встречи смогут приобрести огромный прикладной смысл, как только представители интернет-бизнеса будут готовы общаться в формате конкретных предложений, а не разговоров о том, у какой из компаний лучше или хуже пошли дела в связи с кризисом.

Чего не хватает интернетчикам в российском законодательстве?

По сути, интернет-законодательства в России не существует. Законы есть, но на практике они не работают. Отсутствует законодательная база для компаний, предоставляющих услуги интернет-денег («Яндекс.Деньги», Webmoney и другие). Они фактически занимаются банковской деятельностью, не имея лицензии. Ни к чему не приводят попытки принять работающий закон о спаме. Не очень хорошо обстоят дела с авторским правом. Трудновыполнимой является простая задача заверить интернет-страницу у нотариуса. Я считаю, это кадровая проблема. Отвечающие за интернет-законы чиновники просто некомпетентны. А представители интернет-сообщества не проявляют необходимой активности, чтобы радикально изменить ситуацию.

Может, интернет-сообщество просто заинтересовано в статус-кво?

Такой статус-кво может обернуться серьезной проблемой как для интернет-бизнеса, так и для власти. 25 марта этого года Госдума утвердила закон о приеме платежей через терминалы, которые в конце 2007 года были под угрозой закрытия в результате постановления Банка России. Банк России решал проблему неконтролируемого потока наличных. Но такие автоматы давно стали частью инфраструктуры, и прекращение их работы существенно осложнило бы жизнь и потребителям, и бизнесменам.

Представьте: завтра в результате какой-то правовой коллизии «Яндекс.Деньги», к примеру, станут вне закона. Найдутся вполне разумные обоснования. Но это не будет полезно ни для «Яндекса», ни для огромной части интернет-бизнеса, использующей эту систему как платежный инструмент, ни для конечного потребителя услуги. Может возникнуть социальная напряженность. Интернет-сообщество должно озаботиться необходимостью диалога с властью, в Госдуме должны появиться официальные лоббисты. Во многих развитых странах лоббистская деятельность узаконена. Главное – чтобы вся информация о ней была публичной.

Что происходит с рынком труда в интернете? Есть ли профессии, которые находятся в зоне риска, подлежат сокращению в первую очередь?

Многие бизнесмены недооценивают интернет как медиа, как способ коммуникации с конечным потребителем.

Для интернета как отрасли риск не в сокращении, а в тотальной нехватке квалифицированных кадров. Проблема не только в том, что из-за недостатка грамотных программистов, дизайнеров, руководителей закрываются стартапы, теряют деньги инвесторы, недостаточно интенсивно развиваются интернет-компании. Многие бизнесмены недооценивают интернет как медиа, как способ коммуникации с конечным потребителем. Я недавно спросил одного кинопродюсера, почему он для продвижения кино практически не использует интернет. Он ответил, что не рекомендуют маркетологи.

А может быть, кадровый голод ощущается тогда, когда предлагаемая работа не очень интересна?

Не согласен. Разве программист – неинтересная работа? Нам нужны хорошие программисты, и найти их непросто. Еще пример: я бы хотел видеть возглавляющего проект «Дни.Ру» Константина Кондрашина своим замом. И выяснилось, что найти замену на нашем рынке нелегко.

Известно, что огромное количество российских интернет-специалистов работают на Западе. Что можно сделать, чтобы готовить хороших специалистов, которые при этом не будут «утекать мозгами» в Силиконовую долину?

В рунете есть нехватка, а не утечка мозгов. Специалистов нужно выращивать и готовить, и это должна быть инициатива и работа бизнеса при минимальном посредничестве власти, а не наоборот.

Тезис власти: «бизнес должен быть социально ответственным». Что это означает в случае интернет-бизнеса?

Мне кажется, в любом бизнесе нормой являются четкое соблюдение налогового законодательства и отказ от всевозможных оффшорных оптимизаций. Остальное должно быть исключительно по желанию.

Изменились ли предпочтения аудитории, ее поведение в интернете в связи с кризисом?

Пожалуй, серьезно повысился интерес к новостям. В остальном – никаких изменений, связанных именно с кризисом.

Какие проекты, на ваш взгляд, имеют наилучшую перспективу в сегодняшних условиях для рунета?

Я бы посоветовал еще на этапе планирования инвестиций продумывать способы так называемой монетизации аудитории. Сейчас критерий окупаемости проекта не менее важен, чем популярность. Хороший пример – сервис «Вконтакте». Инвестиции стали дорогими, и актуальность монетизации аудитории для подобных проектов многократно повысилась.

Классическая монетизация медиапроекта – продажа рекламы – до кризиса неплохо работала.

В медиапроекте тоже может быть монетизация?

Классическая монетизация медиапроекта – продажа рекламы. До кризиса такая схема неплохо работала. Сейчас все бизнесы, ориентированные на прибыль от продажи рекламы, испытывают сложности. В период кризиса надо предоставлять дополнительные услуги пользователям. На базе интернет-телеканала Russia.ru мы планируем создание социальной сети для тех, кто любит Россию. Уже сейчас суточная аудитория Russia.ru – более 100 тысяч посетителей, притом, что некоторые сюжеты посмотрели более миллиона человек. Представляете себе масштаб интернет-телеканала, интегрированного в социальную сеть с аудиторией в несколько миллионов зрителей в сутки?

Многие говорят, что очень хорошие проекты «заворачиваются» из-за кризиса...

Наверное, либо они недостаточно «очень хорошие», либо авторы проекта обратились не по адресу. До кризиса считалось модным непременно иметь какой-нибудь интернет-проект. Сейчас ситуация изменилась. Но хорошая идея всегда найдет своего инвестора, даже в период кризиса.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций