Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

29.10.2007

Помощник отдела продаж

Корпоративный сайт? Нет проблем!

Ц.И.К.: «У нас тоже есть сайт» – эта фраза для компании может оказаться поводом для гордости и предметом разочарования партнеров, если компания хотела сэкономить и его разработкой занимались друзья-приятели директора. Опубликованный в профессиональном журнале «Коммерческий директор» материал позволяет адекватно оценить ситуацию вокруг корпоративных коммуникаций и даже принять решение о создании полноценного ресурса. Наши координаты – в разделе «Контакты».

Текст:

Стимулом к покупке часто становится информация, представленная на корпоративном сайте компании. Что же нужно учитывать при создании веб-портала?

Корпоративный сайт – это инструмент, с помощью которого компания продает.

Возникает вопрос: зачем компании нужен собственный сайт? Ответ ясен: чтобы помогать продавать товар или услугу. Корпоративный сайт – это инструмент, с помощью которого компания продает. Для того чтобы понять, как именно корпоративный сайт способствует продажам, необходимо подробно рассмотреть четыре его основные функции – информационную, рекламную, маркетинговую и имиджевую.

Информационная функция сайта помогает клиентам подробно узнать о сегодняшней деятельности компании и ее истории, быть в курсе последних новостей и поближе познакомиться с топ-менеджментом и рядовыми сотрудниками, а иногда просто выяснить телефон нужного отдела. Благодаря своей рекламной функции сайт презентует товары или услуги компании виртуально, на том этапе, когда потенциальный клиент только начинает выбирать продукт. Посетитель заходит на сайт, изучает характеристики товара или услуги, анализирует их и сравнивает друг с другом и с товарами других компаний, принимает решение, приобретать их или нет, воспользоваться услугами этой компании или услугами ее конкурента.

С помощью маркетинговой функции сайта компания может самостоятельно составить портрет своей целевой аудитории (ЦА), узнать ее основные характеристики, потребности и возможности. Это делается с помощью опросов на основных страницах сайта и форумов, для участия в которых необходимо регистрироваться. Возможна также организация обратной связи и использование других способов виртуального общения, когда обязательной является публикация посетителем информации о себе.

Хорошо исполненный сайт формирует положительное представление о компании у ее потенциальных клиентов.

И последняя из четырех основных функций собственного сайта компании – имиджевая. Она обеспечивает формирование образа компании за счет размещенных на сайте текстов и иллюстраций. Хорошо исполненный сайт формирует положительное представление о компании у ее потенциальных клиентов. Прямо противоположное можно сказать о плохом сайте, при самом первом взгляде на который любому посетителю становится понятно – компания поскупилась на дизайн и копирайтинг.

Можно представить, что интернет – это город, где живут пользователи. Тогда только что созданный сайт компании – это магазин, в который житель города зашел впервые, а каждая страница сайта – отдельный сотрудник магазина, имеющий определенные обязанности. Вот справочное бюро – здесь посетитель может узнать всю интересующую его информацию и задать вопросы. А вот витрина с товарами – тут клиент ознакомится с ассортиментом, «пощупает» товар. Служащий с анкетой вручит ему шоколадного зайца и поинтересуется, сколько посетителю лет, как он узнал о существовании магазина и что он думает о продуктах компании. А в целом оформление магазина, внешний вид и поведение продавцов оставят у посетителя определенное впечатление, благодаря которому он вернется в магазин (теперь уже реальный) или офис компании и купит ее товары или воспользуется ее услугами.

Претворение в жизнь

Итак, руководство решило создать представительство компании в интернете. С чего начать осуществление этой идеи? Здесь, как и в любом другом бизнесе, можно выделить два этапа: это подготовка к реализации и собственно сама реализация.

Любой посетитель сайта – это потенциальный клиент компании, и поэтому сайт должен быть максимально удобным, интересным и полезным.

На первом этапе руководитель компании или соответствующего отдела должен определить задачи сайта и аудиторию, для которой он предназначен, найти исполнителей. Задачи сайта определяются исходя из функций, описанных выше. Аудитория, для которой предназначен сайт, является определяющим фактором при его создании. Любой посетитель сайта – это потенциальный клиент компании, и поэтому сайт должен быть максимально удобным, интересным и полезным для него. Здесь надо учитывать и специфику сферы, в которой работает компания: b2b или b2с. Сайты в этих сферах выполняют различные функции, а значит, информационное наполнение у них должно быть разное.

В качестве исполнителей сайта могут выступить как сотрудники компании, так и внешняя студия, которая специализируется на веб-разработках. И у того, и у другого исполнителя есть свои плюсы и минусы, перечисление которых потребует отдельной большой статьи. Но руководитель компании должен ясно представлять их и учитывать при выборе будущего создателя сайта.

Этап реализации начинается с проработки структуры сайта. Именно от нее зависят пятьдесят процентов успеха сайта у посетителей. Четкая, логичная структура, обоснованность существования отдельных страниц и расположения блоков на страницах, легкость поиска информации – все это скажется на количестве времени, которое посетитель проведет на сайте. И чем продолжительнее это время, тем выше вероятность того, что клиент из потенциального превратится в реального.

После разработки структуры сайта за дело берутся дизайнеры, которые создают его внешний вид. Они рисуют страницы, значки, кнопки, придумывают оформление текста, иллюстрации и их расположение на экране.

Если продолжить сравнение сайта с магазином, продающим идею товара, то создание сайта – это строительство магазина.

Одновременно с дизайнерами работают копирайтеры, которые создают текстовое наполнение сайта. Заключительной частью разработки является верстка, программирование и размещение сайта в интернете на сервере выбранной хостинговой компании.

Если продолжить сравнение сайта с магазином, продающим идею товара, то создание сайта – это строительство магазина. Сначала определяется, для кого и зачем он строится, ищутся компании-подрядчики. Затем архитекторы проектируют объект на бумаге, рабочие по этому проекту строят здание, дизайнеры интерьеров его оформляют. После этого в магазин привозят товар – наполнение сайта. Затем набирается персонал, формируется, программируется весь процесс торговли. Магазин построен, сайт запущен.

Первые плоды

Прежде чем продолжать вкладываться в развитие корпоративного сайта, компании необходимо выяснить, к каким результатам привело его создание. На данный момент существует множество методик оценки эффективности подобных инвестиций. Они построены на сравнении затраченных при создании сайта средств и отдачи, которую получила компания. Стоимость создания хорошего корпоративного сайта варьируется от 3 до 7 тысяч долларов, а сроки создания – от четырех до семи месяцев.

Наиболее простой способ определить отдачу от сайта – посчитать, сколько пользователей после посещения и благодаря посещению сайта обратилось в компанию. Для этого достаточно организовать опрос всех новых клиентов на тему: «Откуда вы узнали о существовании нашей компании?» Можно задать вопрос и старым клиентам: «Повлиял ли сайт на ваше решение продолжить сотрудничество с компанией?» Но такой способ (как, впрочем, и любой другой) дает лишь частичное представление при определении действенности сайта. На решение клиента воспользоваться услугами компании может повлиять и сам факт существования сайта, и четкость изложенной на нем информации, и присутствие сайта в верхних строчках поисковиков: посетитель просто кликнул по первой ссылке. Сайт может оказаться одним из факторов, но не обязательно основным, который убедил человека воспользоваться услугами компании или купить ее товары.

Универсальных показателей эффективности инвестиций в разработку сайта пока не существует еще и потому, что нет однозначных методов оценки имиджевой составляющей проектов. И все-таки большинство маркетологов, веб-разработчиков и обычных пользователей интернета сходятся во мнении, что для увеличения продаж компании корпоративный сайт необходим. Так же как для организации самого процесса продажи нужен магазин.

Момент запуска сайта надо считать не концом работы по организации присутствия компании в интернете, а началом.

Что дальше?

Момент запуска сайта надо считать не концом работы по организации присутствия компании в интернете, а скорее началом. После того как сайт создан, его необходимо постоянно обновлять и совершенствовать, продвигать в сети, рекламировать и поддерживать технически. Все это требует использования денежных и человеческих ресурсов, но полученная выгода значительно превышает затраты. Поэтому с каждым годом все меньше компаний, не имеющих в интернете собственного представительства. Корпоративный сайт становится такой же повседневной необходимостью, как визитная карточка. Не за горами времена, когда рождением компании будет считаться не момент регистрации юридического лица, а день регистрации доменного имени сайта.

Андрей Чачава, директор по web-проектам LETA IT-company:

«Важность интернет-сайта для компании на сегодняшний день, по-моему, является неоспоримым фактом. Уровень проникновения интернета в России достиг 20%, или 26 млн человек, такой показатель нельзя не принимать во внимание. То есть можно уже говорить о том, что значительная часть потенциальных клиентов начинает поиск информации о продукте, услуге или компании именно в интернете. Соответственно, отсутствие сайта, способного предоставить такого рода информацию, может привести к потере клиентов. Естественно, говорить о сайте как об универсальном средстве для увеличения объемов продаж нельзя.

Следует рассматривать вопрос вкупе со спецификой бизнеса – что хорошо для одного вида деятельности, может быть абсолютно бесполезно для другого. Но, по-моему, если в целевой аудитории компании есть пользователи интернета, то сайт просто необходим.

Немаловажным фактором, говорящим в пользу необходимости применения интернет-технологий, будет набирающая популярность концепция web 3.0. Одно из ее направлений подразумевает построение рейтингов товаров и услуг исходя не только из ценовых и прочих фиксированных характеристик (как это происходит сейчас во многих специализированных каталогах), но и исходя из мнения авторитетных пользователей, что позволит покупателям делать более обоснованный выбор».

Адриан Крупчанский, директор интернет-компании «Нотамедиа»:

«Сайты b2c создаются не для того, чтобы они просто были. Компания должна понимать, что хороший сайт, если он правильно сделан, – это полноценный рабочий инструмент, эффективный и полезный. Ведь современный человек первым делом ищет нужную информацию в интернете, потому что он, в отличие от газет, журналов и рекламных проспектов, всегда под рукой и значительно сокращает время поиска.

Из экономии времени, кстати, вытекает и другая составляющая «умного» сайта для конечного пользователя: на нем должна быть представлена вся действительно необходимая потребителю информация – и ничего лишнего. Более того, эта информация должна быть на виду. Если пользователь при заходе на страницу обнаруживает 25 разветвленных пунктов меню и тысячу и одну анимированную картинку, то такой сайт можно смело отправлять в мусорную корзину. Так что удобство, функциональность, смысл – и ваш сайт действительно станет работать на вас».

Дмитрий Чистов, директор по внешним связям компании «Бегун»:

«Ужесточение закона о рекламе заставляет участников рекламного рынка и рекламодателей пересматривать свои стратегии и искать новые инструменты и методы. Если еще несколько лет назад создание сайта организации было велением моды, то теперь, при поддержке таких маркетинговых инструментов, как, например, контекстная реклама, сайт компании становится важной, а иногда главной точкой продажи товаров или услуг.

Ряд бизнес-сегментов сегодня настолько сильно зависит от интернета, что привлечение целевой аудитории на сайт и изучение ее поведения на нем стало основой маркетинговой стратегии компаний и залогом процветания. Так, за последние несколько лет продажа туристических услуг практически полностью переместилась в сеть. Подавляющее большинство пользователей, прежде чем сделать свой выбор в пользу той или иной компании, проводит мини-маркетинговые исследования предложений на рынке. Естественно, что проще всего это сделать в интернете. В таких условиях исключение сайта из рекламно-маркетинговой деятельности компании – шаг опрометчивый».

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций