Карта сайта Центра информационных коммуникацийНа главную Центра информационных коммуникаций - российского портала о мультимедиа и медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Мультимедиа /

10.09.2007

Широкое подключение

Чем интернет доступнее, тем он более привлекателен

Ц.И.К.: Широкополосный доступ становится все более доступным – такой каламбур наиболее полно отражает самую важную тенденцию на рынке телекома и интернет-решений, пишет газета « Business & Financial Markets ». Это один из факторов роста, который позволяет России оставаться в лидерах по темпам роста подключений к сети.

Текст:

Рост рынка сетевой рекламы говорит о качественном изменении интернет-аудитории.

Аудитория рунета в последние годы растет динамичными темпами. Вместе с увеличением числа пользователей повышается доверие рекламодателей к сети и осознание ими эффективности рекламных кампаний в интернете. Основными факторами роста аналитики и участники рынка признают массовое внедрение широкополосных каналов связи и преимущества самого интернета перед другими медиа.

Один из основных факторов роста - преимущества самого интернета перед другими медиа.

По данным исследовательской компании «Ромир», к концу II квартала 2007 года аудитория рунета составила 21% от общего числа россиян старше 18 лет (примерно 25 млн человек). Кстати, точно такой же показатель (21%) продемонстрировала Россия и в темпах роста подключений к сети в прошлом году, заняв второе место после Индии с ее 33%, утверждает международное аналитическое агентство ComScore Networks. А в Москве к апрелю 2007 года число пользователей достигло 4,9 млн человек, годовой прирост столичной аудитории составил 42% (1,5 млн человек) – такие сведения приводит TNS Gallup Media.

Все эти цифры говорят о продолжающемся буме интереса к интернету в нашей стране. Уже сейчас количество интернет-пользователей в России сопоставимо с размером национальной аудитории, например, Италии или Великобритании. И, в отличие от европейских стран, у нас в запасе серьезный потенциал роста. По той простой причине, что население России в несколько раз больше любого из государств Старого Света. «Уровень проникновения интернета в России пока значительно ниже, чем в развитых странах, поэтому показатели роста здесь пока еще достаточно высокие», – подтверждает аналитик iKSConsulting Елена Крылова.

По мнению большинства опрошенных B&FM экспертов, рост аудитории рунета вызван в первую очередь продолжающимся увеличением широкополосных подключений. По оценкам J'son & Partners, в 2007 году около 2 млн российских семей получат широкополосный доступ (ШД) в интернет. «К концу года общее количество домохозяйств с ШД составит 5,2 млн», – говорит ведущий аналитик J'son & Partners Григорий Бецков.

В крупных российских регионах широкополосные каналы недороги и доступны практически каждому, идет их массовое внедрение, рассуждает директор по внешним связям компании «Бегун» Дмитрий Чистов. Еще один фактор роста – предложение операторами безлимитных тарифов, снижение цен. Все это делает интернет более доступным для массового пользователя.

Государство, осознавая плюсы использования в повседневной жизни преимуществ сети, тоже способствует росту аудитории правительственными программами. «К таковым можно отнести, в частности, подключение к интернету общеобразовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование» (на 1 сентября было подключено более 97% школ) и организацию пунктов коллективного доступа – сегодня их уже более 12 тысяч», – отмечает Елена Крылова.

«Сегодня интернет интегрирован практически во все сферы жизни»

Явление постоянного роста числа сетевых юзеров объясняется и самой природой интернета, точнее, его преимуществами по сравнению с другими медиа. «В первую очередь, разумеется, это интерактивность, то есть индивидуальность выбора того, что человек получает из сети, а также широта этого выбора», – размышляет директор по развитию рекламного агентства IMHO VI Олег Николаев. «Сегодня интернет – один из ведущих информационных и коммуникационных каналов, он интегрирован практически во все сферы жизни, от работы до развлечений. Немало способствует росту аудитории и развитие многочисленных онлайн-сервисов: дневников, служб знакомств, онлайн-игр», – считает Дмитрий Чистов.

Тем не менее, прирост российской сетевой аудитории был бы даже еще большим, если бы не сдерживающие обстоятельства. Так, Григорий Бецков относит к ним следующие факторы: инфраструктурный – недостаток пропускной способности магистральных и городских сетей, низкий охват кабельными сетями; маркетинговый – дефицит провайдеров с общегородским охватом и сильным локальным брендом; экономический – высокие тарифы на «быстрый» интернет и более низкий по сравнению с Москвой доход на душу населения в регионах. «Цены доступа в интернет сильно сдерживают его развитие, особенно в регионах. Складывается ситуация, когда уровень жизни в регионе ниже, чем в Москве или Питере, при этом цены на интернет выше. А безлимитные тарифы в несколько раз выше или вообще отсутствуют», – соглашается с коллегой специалист отдела исследований интернета и новых медиа «АЦВИ-интернет» Артем Радкевич.

Реклама в контексте по количественному приросту неизбежно сопутствует прирост качественный: аудитория сети становится более интересной потенциальным рекламодателям. Об этом, в частности, свидетельствует бурный рост рынка сетевой рекламы, говорят эксперты. По мнению руководителя отдела исследований интернета и новых медиа «АЦВИ-интернет» Сергея Македонского, темпы роста этого рынка остаются самыми высокими и в России, и в мире по сравнению с другими медиа – они держатся на уровне 50-70% в год.

Рекламодатели перераспределяют все больше средств в пользу онлайновой рекламы. «Рынок «контекста» ежегодно демонстрирует двукратное увеличение, и запас его роста колоссален: контекстную рекламу уже используют десятки тысяч компаний. Только в одной Москве зафиксировано около 1 млн компаний малого бизнеса – все они являются потенциальными рекламодателями», – полагает Дмитрий Чистов.

Действительно, интернет предлагает то, чего не может предложить ни одно другое медиа. Например, таргетированную (целевую) аудиторию и высокую эффективность (когда стоимость рекламы определяется числом просмотров рекламного сообщения), говорят аналитики. «Аудитория растет, и технологии тоже не стоят на месте, позволяя сегментировать эту аудиторию по самым разным параметрам. К примеру, если раньше был возможен только географический и временной таргетинг, то теперь мы уже пришли к поведенческим технологиям, которые позволяют показывать пользователю сообщения, основываясь на его коммерческих интересах в сети», – объясняет Дмитрий Чистов.

«Развитые технологии таргетирования рекламы позволяют добиваться большей релевантности рекламных сообщений»

Алексей Дробот, старший специалист отдела исследований интернета и новых медиа аналитического центра «АЦВИ-интернет», отмечает другой аспект: развитые технологии таргетирования рекламы позволяют добиваться большей релевантности рекламных сообщений. «Это приводит к меньшему раздражению от рекламного шума, а значит, и повышению лояльности к интернету как к медиа, комфортному для людей», – говорит он. Увеличению этого рынка способствовал также рост цен на размещение рекламы на ТВ, добавляет Елена Крылова.

Во многом изменения на рынке интернет-рекламы эксперты связывают с тем, что в онлайн вышли компании FMCG-сектора (потребительского рынка). «Очевидно, что приход крупнейших рекламодателей этого сектора будет генератором роста рынка рекламы в интернете в ближайшие год-два», – уверен Сергей Македонский. Кроме FMCG-рекламодателей в ближайшие пару лет увеличения рекламных бюджетов следует ждать от крупных ритейлеров, а также финансистов и страховщиков, добавляет Олег Николаев: «Увеличение аудитории ведет к приближению ее характеристик к средним демографическим значениям». То есть снижению среднего дохода, исчезновению гендерного разрыва и пр. Однако пока эти 25-30 млн человек в интернете – наиболее социально активная часть населения с образованием, доходом и уровнем потребления значительно выше среднего.

Таргетирование же аудитории в интернете – это, с одной стороны, классическая медийная, а с другой – техническая задача. Поскольку в сети в дополнение к традиционным методам таргетирования могут быть использованы его уникальные возможности, позволяющие показывать рекламу индивидуально каждому пользователю в соответствии с его индивидуальным профилем. Эти технологии в настоящий момент находятся только на ранней стадии своего развития, но в скором времени будут активно применяться. С этой точки зрения увеличение аудитории приводит к улучшению ее таргетирования, поскольку чем больше аудитория, тем больше доходы площадок и агентств, а соответственно, и инвестиции в технологии «нацеливания».

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций