Текст:
Объем сделок в российском интернете достиг 1,5 млрд долларов.
В российском сегменте интернета начался инвестиционный бум. По оценке Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в прошлом году в рунете было зафиксировано около 500 сделок на 1,5 млрд долларов. Это в два с половиной раза больше, чем в 2005 году. По словам пресс-секретаря центра Ольги Подлесной, этот рынок оценивался впервые. Россия находится только в начальной стадии инвестиционного ажиотажа вокруг интернет-ресурсов, обороты которых растут как минимум на 50% в год, объясняют эксперты.
Если брать оценки сделок 2005 года, проведенные инвесткомпанией «Финам», то за год их объем вырос более чем в два с половиной раза, с 600 млн до 1,5 млрд долларов. При этом в «Финаме» данные РОЦИТ по 2006 году сочли даже несколько заниженными. «Вероятно, они не учли непубличные сделки. Мы считаем, что компании потратили на покупки интернет-ресурсов около 2 млрд», – заявила директор центра анализа инвестиционных проектов в сфере IT ИК «Финам» Элина Караева.
По данным Роспечати, к концу прошлого года число пользователей интернета в России составило 26 млн, в этом году этот показатель вырастет примерно на 3 млн. Аудитория увеличилась примерно на 4 млн человек, то есть на 20%. Количество доменов второго уровня, зарегистрированных в зоне .ru, увеличилось почти в два раза, до 800 тысяч. Осенью этого года ожидается преодоление отметки 1 млн.
Среди крупнейших сделок в рунете в прошлом году можно выделить покупку холдингом «Проф-Медиа» 55% ресурса Rambler. Сумма сделки не раскрывается, но аналитики оценили ее в 230 млн долларов. Вероятно, это крупнейшая сделка в рунете за всю его историю. Осенью прошлого года фонд прямых инвестиций BVPE выкупил контрольный пакет акций интернет-магазина «Озон», который, по оценке аналитиков, стоит около 50 млн доларов. В конце декабря ИД «Коммерсантъ» приобрел ИД «Секрет фирмы», в который входит ресурс «Газета.ру», оцениваемый экспертами в 40 млн долларов. Кроме того, примерно за 12 млн долларов компания Depo Computers, входящая в группу компаний IBS, купила в прошлом году интернет-магазин Softkey.
Эксперты сходятся во мнении, что основными причинами инвестиционного бума в рунете стал рост объемов интернет-рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году российские компании потратили на медийную рекламу в сети 100 млн долларов, на контекстную – 110 млн.
По прогнозам ИГ «Атон», эти показатели будут очень быстро расти в ближайшие годы: в этом году на долю интернет-рекламы придется 3,7% всего рынка (300 млн долларов), в 2010 – 7,5% (1 млрд), в 2015-м – 10% (2,1 млрд). «Рынок будет удваиваться каждый год, поэтому мы находимся только на начальном этапе консолидации интернет-активов», – полагает Татьяна Капустина. «С начала этого года в рунете были заключены сделки на сумму около 500 млн, то есть 2,5 млрд долларов к концу года кажутся вполне достижимой цифрой», – прогнозирует госпожа Караева.