Карта сайтаНа главнуюНаписать письмо

поиск

 

Главная / Мультимедиа /

06.04.2007

Забыли про контент

Мультимедиа

Ц.И.К.: Рынок платного телевидения, доставляемого при помощи широкополосного доступа, растет в связи с ростом доступа абонентов к такой услуге, сообщает РБК daily. Удобство такой услуги сложно переоценить. Однако, пока все участники рынка уповают на низкое качество контента. О том, насколько эти проблемы имеют место быть – в нашем традиционном критическом критерии.

(знаком * обозначены места, которые прокомментированы Ц.И.К.)

Перейти к комментарию

Текст:

Операторы ТВ страдают от недостатка спроса.  

Операторы платного ТВ переоценили спрос на свои услуги – рынок пока невелик. Так, объем сегмента IP-TV в России составляет пока только 100 тысяч пользователей, а на присутствие в нем претендуют уже несколько крупных холдингов. В будущем это может привести к уходу с рынка многих игроков или новому периоду интенсивных слияний и поглощений.

Участники рынка платного ТВ опасаются кризиса. Интерес пользователей не растет в первую очередь из-за того, что на рынке нет достаточного количества качественного контента, считают они. Чтобы изменить ситуацию, крупным игрокам рынка придется вложить сотни миллионов долларов в производство и покупку контента для своих каналов.

Сегмент платного ТВ уже сейчас сильно перегрет, так как прирост абонентской базы и времени просмотра каналов в расчете на абонента растет недостаточно быстро. В результате многочисленные инвесторы, пришедшие на этот рынок за последние год-полтора, могут вообще расстаться с вложенными деньгами. «Сейчас рынок цифрового ТВ сильно перегрет, – говорит советник генерального директора «Нэт Бай Нэт Холдинг» Александр Милицкий. – В такой ситуации нельзя исключать, что многие из инвесторов, которые пришли на рынок за недавнее время, в обозримом будущем потеряют свои инвестиции».

Представитель компании «Акадо» Александр Щербаков говорит о том, что сегмент платного ТВ развивается недостаточно быстро. «В первую очередь, беспокоит то, что при росте количества каналов не растет показатель среднего времени, которое абонент тратит на просмотр каналов цифрового ТВ, – этот показатель значительное время сохранялся на уровне 25% от общего свободного времени абонента, – говорит он. – Показатель ARPU на нынешний момент достиг 8 долл. Рынок развивается не такими быстрыми темпами, как объемы инвестиций, которые компании вкладывают в сектор. Основной фактор, мешающий развитию рынка, – недостаток качественного контента, сейчас эта проблема стоит перед всеми участниками рынка».

Мераб Габуния, программный директор ЗАО «Комстар-Директ», тоже говорит о недостатке произведенного в России контента. «Контента в принципе хватает, но он в основном западного производства, то есть адаптирован для западного зрителя и просто переведен на русский язык, – говорит он. – Дейст­вительно качественного и востребованного контента отечественного производства, к сожалению, пока крайне мало. Можно заниматься производством контента самостоятельно, однако качественный контент дорог в производстве, и не многие могут себе это позволить. Мы сейчас производим и продаем пять тематических телеканалов».

Директор департамента общественных связей холдинга «Ренова-Медиа» Антон Сергеев говорит о том, что в 2007 году его компания окончательно определится со стратегией в области производства контента. «Всего на следующие год-два мы зарезервировали 100 млн долларов на производство контента, – говорит он. – Сейчас есть два возможных пути: создавать какие-то проекты с нуля или купить какого-то существующего игрока медийного рынка и развивать бизнес по производству контента на его базе. Какой вариант окажется предпочтительным, мы решим до конца этого года. В любом случае, мы создадим некий центральный канал, который будет транслироваться по всем нашим сетям».

Аналитик J'son & Partners Татьяна Стародубцева считает, что разочарование операторов цифрового ТВ понятно, но поводов для паники у них нет. «Недостаток качественного контента – это актуальная проблема, особенно с учетом интенсивности открытия новых каналов: в прошлом году запускалось примерно по одному новому каналу в неделю,* – говорит она. – Однако пессимизм операторов связан скорее с не оправдавшимися ожиданиями, чем с реальным кризисом – был период, когда цифровому ТВ предрекали темпы роста, схожие с темпами роста мобильной связи. Этого не произошло, но рынок развивается сравнительно динамично. По состоянию на 2006 год уровень проникновения цифрового ТВ в России составил 13%».

Комментарий Ц.И.К.:

Первое, что чувствуешь по ознакомлении с информацией о том, что сегмент цифрового ТВ растет, – радость за возможность пользоваться такой услугой уже сегодня. Однако, судя по высказываниям участников рынка, не все пока так радужно. При собственной оценке проблемы – дело обстоит еще хуже. Стоит лично соприкоснуться с этим – дело вообще швах.

Если по порядку и без демагогии, то, во-1, стоит сказать о том, что количество платных цифровых каналов ТВ растет значительно быстрее темпов прироста абонентской базы. Речь идет о той потенциальной аудитории, которой может быть доступна эта услуга. Сегодня доля охвата широкополосным доступом в Москве порядка 30-35 процентов домохозяйств, в Санкт-Петербурге цифровое телевидение по техническим причинам доступно в 15-18 процентах квартир, что уж говорить об остальной территории России. Далеко не везде проведена телефонная связь, о чем мы будем говорить!

Во-2, почти все участники рынка говорят о том, что сегодня качество контента цифрового телевидения очень низкое. Это факт. Стоит посмотреть, каково качество картинки у наиболее активных «поставщиков IP-TV», чтобы говорить о недостатках качественной составляющей. Кроме того, содержательная составляющая не выдерживает критики. Пока все это напоминает скачивание того или иного контента, но отнюдь не программную сетку телевизионного канала. Не разработаны сетка, оформление, отбивки-заставки, устойчивая содержательная схема, концепция каналов, их смысловое содержание, постоянные рубрики и харизматичные ведущие-авторы-комментаторы.

В-3, в этом ключе совершенно поразительным выглядит информация о том, что «в 2006 году запускалось по 1 каналу в неделю». И это при ужасающем уровне контента и организации!

В-4, если среднее поступление от абонента составляет ежемесячные 8 долларов, то эта цифра отражает вполне определенную прослойку населения. Несмотря на постоянный рост доходов населения России (показываемый по статистическим данным рост), увеличение это доли населения, которой доступна оплата услуги цифрового ТВ, идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы операторам платного ТВ. Единственная альтернатива, когда такой рост может стать скачкообразным, – ситуация, когда одномоментным решением Российского Футбольного Союза были переданы спутниковому каналу матчи российского футбольного чемпионата. Миллионам отечественных болельщиков ничего бы не оставалось, как подписываться на услугу. Но – с учетом, опять же, финансовых, технических и моральных ограничений.

Поэтому в ближайшее время, конечно, количество каналов будет увеличиваться. Число же абонентов будет тоже увеличиваться, но значительно меньшими темпами. Равно, как обычно растет число пользователей любой новой услугой. Впоследствии все упрется, в первую очередь, в техническую недоступность услуги. Какие еще подводные камни буду ожидать поставщиков платного ТВ – покажет время. И у нас будет повод поговорить об этом.

В начало

Реклама Реклама Реклама Реклама Реклама