Карта сайта Центр информационных коммуникаций - российский портал о медиабизнесеНа главную Центра информационных коммуникаций - российский портал о медиабизнесеНаписать письмо в Центр информационных коммуникаций

Главная / Аналитика /

28.09.2007

Регионы станут больше читать?

То, что россияне стали больше читать - совершенная фантастика

Ц.И.К.: Некоторые специалисты по результатам изучения опубликованных на портале Sostav.ru данных о составе рынка книготорговли в России делают вывод о том, что в регионах станут читать больше. Лично мы ставим под серьезное сомнение этот факт, исходя из того, что население России сокращается, книги уступают пальму первенства другим видам носителей и проведения досуга, а также исходя из потребительских характеристик ряда книжной продукции. Об этом – в нашем традиционном критическом комментарии.

(знаком * обозначены места, которые прокомментированы Ц.И.К.)

Перейти к комментарию

Текст:

В сфере реализации книжной продукции отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа розничных магазинов, объединенных в единую сеть.

В Российской Федерации зарегистрированы 102 268 названия книг.

За счет расширения книготорговых сетей в будущем появится возможность лучше обеспечить книгами те регионы, в которых на текущий момент нет книжных магазинов, а также увеличить количество розничных книготорговых точек в более благополучных регионах. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2006 году в России насчитывалось 633,5 млн экземпляров книг и брошюр. При этом в Российской Федерации зарегистрированы 102 268 названия книг.

Российский книжный рынок в течение 2000-2006 гг. демонстрировал стабильный рост наименований издаваемой литературы: по данным Российской книжной палаты, в 2006 году, по сравнению с 2000 годом, этот показатель увеличился более чем на 70%.

Количество наименований книг и брошюр в РФ с 2000 по 2006 годы:

Источник: данные Московской книжной палаты, Российской книжной палаты, 2007 г.

 

Как и прогнозировалось, в 2006 году была перейдена 100-тысячная отметка по количеству названия книг и брошюр. При этом за прошедший год темпы роста по этому показателю составили 7%.По оценкам аналитиков, емкость российского рынка книжной розницы достигает сегодня 2 млрд долларов.

Обьем импорта книжной продукции за 2006 год увеличился на 9%, в Россию было ввезено книжной продукции на 191,9 млн долларов.

Динамика импорта книжной продукции в 2005-06 гг.:

Источник: Таможенная база, 2005-2006 гг.

 

Лидером по объемам импорта книжной продукции в 2006 году являлась Германия, которая ввезла продукции на 65,0 млн долларов, что составило 33,9% от общего объема импорта. Остальные страны сильно уступают Германии по объемам ввозимой продукции, так на Италию пришлось 14,2 млн (7,4%), на Великобританию – 14,2 млн (7,4%) и на Францию – 12,0 млн долларов (6,3%).

По данным ФАМПК, российская полиграфическая промышленность насчитывает в настоящее время порядка 6 000 типографий, из них только 57 государственные. Однако в отдельных сегментах рынка государственные типографии продолжают оставаться системообразующими. Например, в печати черно-белых книг эти предприятия занимают 65% рынка, в печати учебников – 80%, в газетной полиграфии – 40%.

Темп роста оборота розничной торговли в России в 2006 году составил 13%.

Общий объем рынка розничной торговли в РФ в 2006 году составил 233 млрд долларов. Темп роста оборота розничной торговли в России в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил порядка 13%. Региональная структура оборота розничной торговли РФ продолжает характеризоваться существенной неоднородностью: так, до 50% оборота розничной торговли приходится на 9 субъектов РФ: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Самарскую, Тюменскую и Ростовскую области, а также Краснодарский край и Республику Башкортостан.

На текущий момент в России работает более 800 магазинов, принадлежащих к тем или иным книготорговым сетям. Крупнейшие сети, в свою очередь, принадлежат либо крупным издательствам (ИГ «АСТ», «Эксмо»), либо книготорговым компаниям («Топ-книга», «ПродаЛитЪ»).

Комментарий Ц.И.К.:

Данные исследования, которые приводят авторы материала, свидетельствуют лишь об одном – розничная продажа через книжные магазины в регионах растет. Но это вовсе не означает рост продаж именно книг!

Сегодня явно прослеживается тенденция универсализации точек продаж – ассортимент книжных магазинов расширяется за счет сопутствующих товаров, таких как канцелярские принадлежности, малая полиграфическая продукция (открытки, буклеты, географические карты, плакаты), товары для детей (игры, паззлы, раскраски), промо-товары, аудиокниги и музыкальные диски. Таким образом, доля некнижной продукции в книжных магазинах растет в угоду доходам предпринимателей. Собственно говоря, это вполне естественно. Да и это только первая причина некоторого лукавства, проскальзывающего в представленном материале.

Население России уменьшается, а продажи книг растут? Может этот факт занести в Книгу рекордов Гиннеса ?

Население России уменьшается, это показывают данные переписи населения. То есть, получается, что население у нас уменьшается, а продажи книг растут? Поразительный факт. Может его в Книгу рекордов Гиннеса занести? А приток мигрантов, который четко отмечается во множестве российских регионов, происходит преимущественно за счет граждан рабочих специальностей, с низким уровнем образования и, соответственно, потребностей в чтении.

Молодая часть населения, которая вступает в большую жизни и, по сути, должна бы как раз пополнить ряды книголюбов, ориентируется на современные технологии передачи информации. Под ними мы подразумеваем, прежде всего, интернет и мобильную связь. Безусловно, можно говорить, что в интернете существуют терабайты оцифрованных книг, и спорить с этим глупо. Но – во-первых, посещаемость онлайн-библиотек в разы уступает показателям игровых и развлекательных сайтов; во-вторых, библиотеки – непривлекательны для рекламодателей и потому имеют значительно меньше средств для развития и продвижения; в-третьих, в отсутствие внешних стимулов для посещения сетевых книжных архивов, аудитория предпочитает развлечения, не требующие умственного труда.

Что касается мобильной связи, то ее первейшая функция – межличностная коммуникация – постепенно уступает место развлечениям. Сотовый телефон сегодня – это возможность слушать музыку, снимать, редактировать и пересылать изображения, это закачиваемые и предустановленные игры, это путеводитель по развлекательным местам города, это возможность оперативно получать информацию об акциях, результатах игр, погоде… Обратите внимание, что услуги, предлагаемые контент-провайдерами, обходят стороной литературу. Просто потому, что объяснить рентабельность такого проекта для инвестора вряд ли удастся.

Услуги, предлагаемые контент-провайдерами, обходят стороной литературу. Объяснить рентабельность такого проекта для инвестора вряд ли удастся.

Следующая немаловажная характеристика, по которой можно судить о состоянии книжного рынка – само качество продукции. И указанный «стабильный рост наименований издаваемой литературы» можно расценивать по-разному. В одном из ведущих российских изданий, которое можно навскидку принять за шаблонное, каталог свежеизданного чтива (да, да – именно чтива!) переполнен право слово «загогулинами»!

Вот такими вот нижеперечисленными вещицами: «Секс-адаптация в мегаполисе. Новые возможности», «365 блюд для микроволновки», «Корпорация «Попс», «Ваш любовник. Руководство по приобретению, использованию и уходу», «Мурка, Маруся Климова», «Салаты-сюрпризы для исполнения желаний», «28 главных законов успеха. Помни и богатей!», «Домашнее ателье толстушки», «Психотерапевтические истории», «Стильные сумки от пляжных до гламурных», «ППЖ. Походно-полевая жена», «Шьем и вышиваем талисманы фэн-шуй», «За кулисами шоу-бизнеса», «500 любимых анекдотов про любимых евреев», «Как получить наследство», «Как стать миллионером, продавая недвижимость», «Гламурные подонки», «Превед, красавчег!», «Дневник Ольги Будиной. Говорящая беременность», «Пенсионер. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма», «Голубая элита России» и так далее…

Ну что же, если все указанные штуковины считать книгами, как это происходит в сегодняшней угарной реальности, то число «наименований издаваемой литературы» действительно растет. Ура.

В начало

Обсудить на форуме Центра информационных коммуникаций